Лондонская арт-ярмарка Masterpiece предложит коллекционерам картину «Натюрморт с орхидеями», написанную бывшим премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в 1930-х гг. Полотно будет выставлено на продажу по цене в 750 тыс. фунтов стерлингов, а приобрести его можно будет с 28 июня по 4 июля в Royal Hospital, расположенном в районе Челси
Холст «Натюрморт с орхидеями» размером 46х38 см на ярмарку предоставила MacConnal-Mason Gallery. Это произведение, в отличие от многих других работ Черчилля, до недавней поры было малоизвестно. Произошло это вследствие того факта, что в 1936 г. картина была подарена политиком своей родственнице Марго Сэндис, и с тех пор оставалась в ее семье и не экспонировалась. Признанный авторитет по живописи Черчилля Дэвид Кумбс, узнав о существовании натюрморта и по достоинству оценив его, пообещал включить его в свою дополненную и переработанную книгу, посвященную творчеству экс-премьера,— His Life and His Paintings («Его жизнь и его картины»). «Он (натюрморт) действительно очень красив. Когда я впервые увидел его, то был в восторге,— отметил господин Кумбс.— Выполнить такую сложную и тонкую работу крайне сложно даже для профессионального и опытного художника». Правда, не секрет, что в дальнейшем уроки живописного мастерства Черчиллю преподал известный художник Уильям Николсон.
Сам Черчилль не испытывал особых амбиций, весьма скромно оценивая свои живописные труды, будучи открытым для критики и новых идей. К похвалам относился с большим подозрением, считая их грубой лестью. Однажды именно по этой причине он наотрез отказался предоставить свои работы для организации персональной выставки. Тем не менее на самом деле видные эксперты в сфере изобразительного искусства оценивали творчество Черчилля весьма высоко, и совсем не потому, что он занимал особое выдающееся место в британском истэблишменте. «Даже некоторые современные художники признавали, что не менее дюжины его работ могли бы на равных соперничать с шедеврами импрессионистов»,— заявил известный искусствовед Джон Лондон.
Несмотря на позиционирование себя в качестве художника-любителя, Черчилль, как любая творческая личность, нуждался в незаангажированной, справедливой и профессиональной оценке своего творчества. Именно по этой причине в 1921 г. он послал свои картины на выставку в Париж под псевдонимом Чарльз Морин. Тогда, на его взгляд, произошло нечто невероятное: шесть работ «неизвестного художника» были высоко отмечены членами жюри. Примечательно, что этот успех как-то мало отразился на художественной «карьере» Черчилля, к тому же этому помешали события Второй мировой войны. Таким образом, второй значительный «выход в свет» Уинстон Черчилль предпринял только в 1947 г., отправив несколько своих работ, как и ранее подписанных вымышленным именем, в Королевскую академию искусств. К его огромному удивлению, две картины были приняты, и более того, в следующем году он стал почетным членом Королевской академии искусств.
По собственному признанию Черчилля, он обратился к занятиям живописью в стремлении избавиться от депрессии, нахлынувшей на него после провала в 1915 г. Дарданелльской операции во время Первой мировой войны и ухода с поста первого лорда Адмиралтейства. Тогда, в 1915 г., супруги Черчилль сняли на лето небольшой загородный домик времен Тюдоров «Хоу Фарм». Живописные окрестности графства Саррей оказали на Черчилля весьма благоприятное умиротворяющее воздействие. «Как бы я хотел, чтобы ты был здесь с нами,— писал политик в послании к своему брату.— Живем мы очень просто, хотя и имеем все необходимое для нормального и достойного образа жизни — горячую ванну, холодное шампанское, новые блюда и старое бренди». Среди немногочисленных гостей была супруга брата Черчилля Гвенделин и ее младший сын Генри. Однажды Гвенделин, увлеченная акварелью, в один из июньских дней, выйдя на лужайку, взялась за краски, чем немало заинтриговала своего деверя. Заметив его любопытство, она предложила Уинстону самому принять участие в творческом процессе. Тогда Черчилль сделал несколько мазков и поразился произошедшей перемене. Ему захотелось рисовать еще и еще. Перелом произошел 25 июня 1915 г., когда, вернувшись в «Хоу Фарм», после очередного заседания Комитета по Дарданеллам, Черчилль привез с собой мольберт, холсты, скипидар и масляные краски. «Было светло-голубое небо. Кажется, ну что может быть проще — смешать синий цвет с белым и замазать им верхнюю часть холста. Для этого не нужно обладать какими-то способностями или талантом. Я же очень робко принялся смешивать краски. Тонкой кисточкой нанес синий и с огромной опаской белый, и жирной чертой перечеркнувший все. Я сделал вызов, хорошо продуманный вызов, но такой робкий и нерешительный, полный оцепенения и колебания, что он не достоин даже простого упоминания»,— вспоминал Черчилль свою первую пробу кисти. Покончить с нерешительностью неофита помог случай. В усадьбу приехала жена художника Джона Лавери и с изумлением застала Черчилля за необычным занятием. «Это просто живопись, ну что вы боитесь! Дайте-ка мне кисть, да не эту, а побольше,— приказала мне госпожа Лавери.— Шлепок в палитру — белый, синий, затем несколько яростных мазков по холсту. Это было неотразимо. Ни одна темная сила не смогла бы устоять перед страстным напором. Все чары испарились, все комплексы исчезли. Я схватил самую большую кисть и набросился на холст. Больше никогда я не испытывал робость перед холстом».
Впервые взяв в руки кисть лишь в 40 лет, за все дальнейшие годы, деля увлечение живописью с основными занятиями политикой, Черчилль умудрился написать более 500 картин. Он подходил к мольберту, несмотря на место своего пребывания, будь то у себя дома, в Британии или во время многочисленных поездок по разным странам. Сэр Уинстон создавал портреты и запечатлевал интерьеры, однако больше всего любил пленэрную живопись. И совсем не удивительно, что самой дорогой из работ Черчилля, в которую он вложил всю душу, является Chartwell Landscape with Sheep («Пейзаж Чартвелла с овцой»), проданный за сумму, превысившую $2 млн.