Картина Амадео Модильяни ушла с молотка, достигнув небывалого уровня
Распродажа художественных произведений импрессионистов и модернистов, с большим успехом проведенная аукционным домом Sotheby’s в Нью-Йорке, принесла новые сенсации, бросив перчатку конкурентам из Christie’s, также сделавшим ставку на знаменитых мастеров этих двух школ.
Торги аукционного дома Sotheby’s Impressionist & Modern Art установили новый рекорд аукционной стоимости на работы Амадео Модильяни. Картина «Обнаженная, сидящая на диване», написанная художником в 1917 г., ушла с молотка, достигнув небывалого уровня в $68,96 млн. До начала ноября аукционеры сохраняли особую интригу, окружив предварительную оценку этого лота глубокой тайной. Предыдущий рекорд продержался шесть лет: в 2004 г. работа Модильяни была продана на Sotheby’s за $31,4 млн.
Работы Клода Моне «Пруд с кувшинками» и «Танцовщица в кресле на шахматном полу» Анри Матисса доказали, что не зря были причислены к топ-лотам нью-йоркского аукциона импрессионистов и модернистов. Первая ушла за $24,7 млн. при эстимейте в $20-30 млн., а «Танцовщицу» купили за $20,8 млн. (эстимейт $12-18 млн.). В целом по итогам аукциона, продав 49 лотов из 61, удалось выручить более $227,5 млн.
На следующий день, в среду 3 ноября, вызов Sotheby’s приняла компания Christie’s. Там же, в Нью-Йорке, от продаж на вечернем аукционе «Искусство импрессионизма и модернизма» они достигли суммарной выручки более чем в $231 млн., уверенно подтвердив свое лидерство. В ходе торгов было продано 80% лотов (в денежном эквиваленте выручка достигла уровня 88%). Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV», выполненная в 1956 г., как и ожидалось, принесла рекордную для произведений автора сумму в $48 802 500, почти в два раза превысив нижнюю планку предварительной оценки. При этом, как это случается нечасто, имя нового владельца получило широкую огласку. Редкая «бронза» прописалась в галерее Ларри Гагосяна, что, несомненно, еще больше поднимет рейтинг ее коллекции, ведь монументальный рельеф Анри Матисса, являющийся частью одной из четырех серий «Стоящая спиной к зрителю», общепризнанно считается величайшим достижением в модернистской скульптуре ХХ в.
Вторым рекордсменом Christie’s на этот раз стала картина кисти Хуана Гриса «Скрипка и гитара». При эстимейте в $18-25 млн. это интересное кубистское полотно купили за $28 642 500. Никогда и ни одно из произведений Хуана Гриса не получало такого денежного признания. Правда, накануне торгов художественные критики практически в один голос называли полотно «Скрипка и гитара» одним из самых выдающихся творений этого направления из всех, что появлялись на торгах в последнее время. Немаловажным является и то, что холст известен как один из наиболее любимых самим художником. Грис написал его летом 1913 г. на юге Франции во время одного из самых плодотворных периодов своего творчества. Из тринадцати полотен, созданных им в то время, именно это наиболее полно сочетает в себе совершенство формы, цвета и идеи.
Настоящее имя испанского живописца — Хосе Викториано Гонсалес. Один из крупнейших основоположников кубизма родился в Мадриде 23 марта 1887 г. и вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий, одновременно серьезно обучаясь живописи. В 1906 г. Грис переехал в Париж, поселившись на Монмартре, в Бато-Лавуар, что неподалеку от квартиры его соотечественника Пабло Пикассо.
В начале парижского периода (1906-1912 гг.), то есть в годы становления художника, Грис увлекся кубизмом, а его ранние работы выполнены в несколько подражательной «аналитической» манере, напоминающей стилистику как Сезанна, так Брака и Пикассо. Однако уже к 1913-1914 гг. художник представил свой вполне оригинальный творческий подход, создав вариант так называемого синтетического кубизма, по его определению, некоего «предчувствия плоскостной, цветной архитектуры», став его основоположником. Он считал, что «суть живописи — это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром», а картины, лишенные изобразительного начала, называл «ущербным техническим упражнением». Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 гг. манера Гриса меняется, и он отходит от строгих геометрических форм. Теперь художник культивирует утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве. В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм, а одновременно смелость и завершенность. Он увлекается созданием книжных иллюстраций, театральных декораций и костюмов, в частности, для постановок Дягилева.