Досуг

Обезьян почти довели до восстания

Сегодня в прокат выходит фантастическая драма «Восстание планеты обезьян». На новоиспеченный приквел к уже позабывшейся голливудской франшизе по романам Пьера Буля о бунте разумных приматов против менее разумных людей создатели потратили $90 млн.

«Восстание планеты обезьян» режиссера Руперта Уайатта — это не римейк фильма Франклина Шеффнера «Планета обезьян» 1968 г., а своего рода предыстория франшизы, которая включает в себя пять фильмов: «Под планетой обезьян» (1970), «Бегство с планеты обезьян» (1971), «Завоевание планеты обезьян» (1972) и «Битва за планету обезьян» (1973). В своей картине господин Уайатт и компания проливают свет на причины последующих событий и объясняют, как появились столь разумные приматы, которые в итоге превратили людей в своих рабов. Зрителю же, ничего не знающему о перипетиях, оставшихся за кадром (точнее, о тех, о которых — собственно — уже снято несколько картин голливудской франшизы), финал ленты покажется несколько странным, а обещание грандиозного «восстания» — наглой приманкой из разряда заголовков в желтой прессе.

На протяжении всего фильма мучительно долго развивается история взаимоотношений людей и разумного примата, и по жанру картину можно отнести скорее к драме, чем к экшну. Обещанному же в постерах и трейлерах захватывающему фантастическому экшну отведено лишь пятнадцать минут в финале картины, да и само восстание никак не тянет на планетарные масштабы, скорее напоминает местечковый бунт. Правда, возможно, кто-то из зрителей увидит в вырвавшихся на свободу из-под гнета человека и обосновавшихся в заповеднике недалеко от Сан-Франциско обезьянах намек на потенциальное продолжение истории. Ведь вопрос о том, что будет дальше, чем они там будут питаться и как человечество отреагирует на колонию интеллектуально развитых приматов в парке, остается открытым. Еще один намек на дальнейшее развитие сюжета — запуск космической экспедиции, которая — по идее — и обнаружит планету обезьян.

Молодой ученый Уилл Родман (Джеймс Франко) пытается разработать лекарство от болезни Альцгеймера (от которой страдает его родной отец), и в лаборатории он тестирует свой препарат на шимпанзе. Однако после несчастного случая его исследования сворачивают, а на руках у ученого остается новорожденный шимпанзе по имени Цезарь. Родман приводит малыша домой, где выясняется, что его экспериментальный препарат не только регенерирует работу клеток мозга, но и существенно влияет на развитие интеллекта у подопытных обезьян. Цезарь по своему интеллектуальному развитию не уступает человеку и превращается в полноценного члена семьи. И все, возможно, было бы хорошо, если бы однажды Цезарь, движимый человеческими эмоциями, не поступил, как шимпанзе, и не попал в приют для животных, а фармацевтическая корпорация, стремясь к многомиллиардной прибыли, не опустила ряд необходимых исследований.

Роль главного примата шимпанзе по имени Цезарь исполняет Энди Серкис («король motion capture», подаривший пластику и мимику Голлуму и Кинг Конгу). Тут стоит похвалить не только актера, который наделил человеческими чертами обезьяну, но и тех, кто отвечал за цифровые визуальные эффекты,— студию Weta Digital (работавшую над трилогией «Властелин колец», «Кинг Конгом», «Аватаром» и «Районом №9»). Так что Цезарь — внешне вроде бы и обезьяна, но с мимикой, реакциями, эмоциями вполне человеческими. Благодаря этому, а также ряду драматических эпизодов с его участием — главному герою сопереживают даже те, кто к животным абсолютно равнодушен. За его «очеловечиванием» действительно интересно наблюдать. Цезарь становится не просто умной обезьяной отнюдь не тогда, когда берет палку в руки (хотя и этот момент в фильме есть), а когда начинает задавать вопрос, кто он, кто его родители, где его место и т. п. Стоит отметить, что далеко не каждый представитель человечества утруждает себя подобными рефлексиями. И «восстание» он поднимает не для того, чтобы отомстить, а чтобы обрести свободу и свое место (к чести обезьяны, стоит отметить, что, поднимая восстание, он пытается избежать ненужных человеческих жертв).

Что касается остальных персонажей фильма, то они совершенно не запоминаются. Их образы стираются из памяти, как только на экране заканчиваются титры. Единственный, кто все-таки обращает на себя внимание,— отрицательный персонаж Тома Фелтона. Эпизоды в приюте для приматов тоже выглядят несколько странно. Создатели буквально перенесли штампы тюремного быта и поведения — обезьяны в питомнике также борются за авторитет, ищут союзников, делят «общак», прогуливаются в общем дворе и т. п. Хорошая графика и наличие хоть яркой, но единственной масштабной батальной сцены не делают из «Восстания планеты обезьян» ожидаемой фантастической эпопеи о бунте приматов. Обещанный блокбастер по факту является традиционной драмой, в которой, помимо прочего, со свойственной Голливуду поверхностностью, затрагиваются вопросы взаимоотношений человека и окружающей среды, этики испытаний на животных, темы алчности и жажды денег, безответственности и т. д.

gordzievskaya
Share
Published by
gordzievskaya