Досуг

О Киеве бедном замолвили слово

В трускавецком спа-отеле «Женева» прошел II Международный кинофестиваль «Золотая пектораль», результаты которого показали, что украинский кинематограф все-таки существует, но с большим количеством оговорок

Главная оговорка — за пределами нашей страны украинский кинематограф все ассоциируют только с Богданом Ступкой. Более того, если он присутствует в номинации «лучшая мужская роль», то практически ни у кого не возникает сомнения, кому достанется эта награда. Именно так и было в этот раз на «Золотой пекторали». Стоит только добавить, что фильм Александра Итыгилова «Куплю друга», в котором Ступка сыграл главную роль, был единственным игровым фильмом, сделанным исключительно в Украине. Все остальные картины, заявленные в конкурсной программе, сделаны совместно с какой-либо из стран. В первую очередь речь идет о фильме Дмитрия Томашпольского «Прогулка по Парижу», снятого совместно с Францией, Россией по заказу Первого российского канала, и картинах Анатолия Матешко «Дот» и «Двое», снятых совместно опять же с Россией. «Я не вижу ничего плохого в том, что фильмы снимаются совместно с какими-то другими странами. Например, «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера была создана в копродукции с десятью разными странами. В наше время картины уже не имеют принадлежности к какому-то одному определенному государству»,— сказал «i» режиссер Дмитрий Томашпольский.

Единственный минус совместных фильмов пожалуй в том, что главные роли, в случае сотрудничества с Россией, должны играть широко известные российские актеры. По словам господина Томашпольского, в этом нет ничего политического, это бизнес-вопрос, поскольку узнаваемый популярный актер является одной из главных составляющих успешного проката картины, а среди украинских актеров, популярных в России, можно назвать только Богдана Ступку и Алексея Горбунова. Практически по этим же причинам украинские режиссеры не снимают в России крупнобюджетные прокатные ленты и довольствуются лишь телемувиками.

В результате, фильм «Прогулка по Парижу» Дмитрия Томашпольского получил «пекторали» в номинациях «лучшая режиссерская работа» и «лучшая женская роль» (Катерина Гусева), а «Дот» Анатолия Матешко признан «лучшим игровым фильмом». Однако какими-то откровениями, по большому счету, эти фильмы не являются. Скорее, просто крепкими работами профессионалов, которые при любых условиях ниже определенного уровня просто не могут сделать.

Отдельного внимания заслуживает еще одна украинская картина, которая была показана вне конкурса, — «Влюбленные в Киев». На «Золотой пекторали» состоялась ее украинская премьера. Учитывая тот факт, что в Европе и у нас, в частности, были достаточно хорошо приняты картины «Париж, я люблю тебя» (2006 г.) и «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2008 г.), от «Влюбленных в Киев» тоже ожидалось нечто. Однако эмоции наподобие «вау!» не случилось. Короткометражки снимали молодые, пока не известные режиссеры, в большинстве своем избравшие оригинальную форму подачи своего материала, которая пошла в ущерб качеству фильмов в целом. Их фильмы больше похожи на социальные ролики, посвященные одиночеству пожилых людей, вреду алкоголя и т.п. Вывод, который может сделать зритель после просмотра, это то, что Киев — город ведьм, и наполнен всякой другой чертовщиной и мистикой. А вот самого Киева, как персонажа (показа его красот), практически в картине нет. Показанные истории универсальны, т.е. могли происходить в любом городе и с кем угодно.

И, тем не менее, назвать плохим или провальным этот киноальманах язык не поворачивается, поскольку есть в этих короткометражках и интересные актерские работы Виталия Линецкого, и Ады Роговцевой, оригинальные сценарные находки и забавные приколы, ради которых «Влюбленных в Киев» все же стоит смотреть. «В этом киноальманахе есть несколько достаточно ярких работ. Я считаю, что чем больше появляется таких киноальманахов, тем лучше. Подобные фильмы дают возможность заявить о себе как можно большему количеству режиссеров и актеров. Более того, я знаю, что сейчас в работе еще несколько подобных киноальманахов, и этот подход (съемки короткометражных фильмов) себя оправдывает гораздо лучше, нежели создание двух-трех национальных полнометражных дорогостоящих картин»,— говорит господин Томашпольский.

Приятно удивила на фестивале украинская анимация, которая все-таки у нас есть, правда, увидеть ее где-либо, кроме кинофестиваля, видимо невозможно, поскольку мультфильмы эти короткометражные, а для проката по кинотеатрам необходим соответствующие хронометраж и финансирование.

milinevskiy
Share
Published by
milinevskiy