До 27 ноября в Mironova Gallery проходит персональная выставка украинско-голландского художника Романа Жука «Забытый рисунок — притяжение». Художник, один из основателей актуального украинского искусства Новой волны, представил публике серию графических работ, которая отсылает как к творчеству Микеланджело и Леонардо да Винчи, так и к работам японских мастеров
Творчество Романа Жука у среднестатистического зрителя ассоциируется не в последнюю очередь с его особой самобытной живописной манерой, основанной на тщательной проработке плоскости холста и преобразовании традиционных жанров (рисунка, натюрморта и портрета) в загадочные рассказы. Роман Жук всегда поражал не только масштабом своих произведений (они действительно очень большие и в основном абсолютно не интерьерные), но и откровенным эротизмом. В представленном же проекте «Забытый рисунок — притяжение» гостей ожидает совершенно иной Роман Жук — без прямолинейной эротики, но с завидной чистотой откровения или же откровенности (тут уж все зависит от восприимчивости и открытости зрителя). «Забытый рисунок…» в какой то мере является продолжением недавно представленного галереей в рамках столичной арт-ярмарки ART KYIV Contemporary 2011 его же проекта «Мольба», здесь также главный изображаемый объект — руки.
Однако если в «Мольбе», по словам художника, он исследовал тонкий мир человеческой души, передавая исключительно с помощью изображения рук (взрослых и детей), то особое состояние человека, когда он обращается к Богу, то здесь речь уже идет о земном притяжении, о взаимоотношениях между людьми или же с окружающим миром. И хотя одна из представленных работ отсылает к фреске великого Микеланджело «Сотворение мира» (в частности, композиции «Сотворение Адама», где главный элемент — вытянутая навстречу руке Адама рука Бога-отца, почти касающаяся ее, передающая первому человеку импульс жизненной энергии, жажды познания и поисков божественного), у Романа Жука речь идет о любви земной. На шести масштабных полотнах, созданных в классической технике академического рисунка и напоминающих масштабные японские свитки, руки красноречиво «говорят» о вполне земных чувствах и переживаниях. Любовно прорисованные складочки и морщинки, каждый жест (будь то едва уловимое касание или же крепкое, открытое пожатие) или же непрорисованные детали одновременно рассказывают личную историю и дают полную свободу воображению, позволяя каждому зрителю дорисовать и домыслить свое.
Второй аспект проекта — это собственно напомнить о красоте простого графического рисунка. «Проекты «Мольба» и «Забытый рисунок — притяжение» показывают актуальность классического рисунка, его возможности не только как основы живописной школы, но и как отдельного направления современного искусства»,— уверенно комментирует Татьяна Миронова. Все полотна нарисованы в технике графики простым карандашом на белом ватмане. На стенах масштабные работы закреплены лишь в верхних углах и просто свисают, будто недавно развернутые свитки. Таким образом, художник напоминает о творчестве японских мастеров графики и каллиграфии (преимущественно общим настроением, а не техникой). Ощущение же усиливается при помощи размещенных рядом с картинами меланхоличных хокку Мацуо Басе и Юко Нури. Белизна, чистота простых линий, штрихов настраивает на созидательный лад. Мысли останавливаются, сознание очищается от всего наносного, мозг отдыхает от окружающего мира, наполняется легкостью и свободой, и после короткой передышки умиротворенный, очищенный спокойный ум вновь готов воспринимать, думать, размышлять, погружаться в себя. В общем, неплохой терапевтический эффект, сравнимый в чем-то с ощущениями после медитации.
«Здесь ручки тянутся друг к другу, здесь — любовь»,— рассказывает своим гостям владелица галереи госпожа Миронова, и словно в подтверждение ее слов кто-то цитирует Басе: «Повернись ко мне! Я тоскую тоже. Осенью глухой». Дополняют экспозицию небольшие классические графические работы. Они чем-то напоминают рисунки из художественной школы, где точность линий, пропорций, размещения объекта в пространстве оттачивается при помощи изображения, казалось бы, самых простых вещей — овощей и фруктов, заколок для волос, камней, ракушек, цветов, деревьев и т.п. С помощью штрихов и светотеней Роман Жук отображает окружающий мир и чувства людей — все то, что и является притяжением к Земле, жизни и друг к другу.
Стоимость представленных в рамках экспозиции работ $15 тыс. — за «свиток» и $2,5 тыс. — за небольшие работы под стеклом. Однако у потенциальных новых владельцев, очевидно, будут сложности с хранением картин, ведь графические работы чрезвычайно уязвимые и требуют особого ухода. В частности, графику нельзя держать на свету более трех месяцев (все остальное время она должна отдыхать), кроме того, она нуждается в особых условиях хранения при определенной температуре и уровне влажности, защищенной от пыли, и т.п. И если, например, небольшие работы Романа Жука вполне комфортно чувствуют себя под стеклом (защищенные от воздействия разрушительной для них окружающей среды), то «свитки» не просто будет сложно поместить под стекло, более того, в таком виде они утратят часть своей концептуальной идеи, превратившись из «свитков» в кусок белого ватмана.