Досуг

Новый взгляд на древний Киев

Молодых художников решили вытащить из сетей contemporary art

В Национальном музее русского искусства открылась выставка пленэрных произведений «Киев живописный», созданных в режиме non stop, представляющая шесть художественных школ Украины — Одесскую, Закарпатскую, Киевскую, Крымскую, Львовскую и Харьковскую. Авторами проекта, стартовавшего 10 мая текущего года, выступили общественная организация «Мистецький курінь» и творческое объединение «Юрковиця», причем эта инициатива с самого начала нашла поддержку со стороны известного краеведа Дмитрия Малакова, академика Александра Федорука, лауреата Государственной премии им. Тараса Шевченко Николая Стороженко, ставших его научными консультантами. Согласно замыслу, проект должен заложить основы для творческой дискуссии о престиже украинской живописной школы, которая ныне явно опередила своих европейских учителей. Когда-то, в конце ХІХ века, наши художники перенимали у них стилистику классического живописного письма, а теперь, в отличие от тех же французов, немцев, голландцев и других европейцев, накрепко запутавшихся в сетях contemporary art, и, по сути, полностью утративших способность к созданию традиционных произведений, удивляют своих предтеч свежестью правдивого восприятия и буйством красок.

Нынешняя экспозиция Русского музея содержит лишь небольшую часть работ, созданных в ходе реализации проекта, однако и она способна не только очаровать настоящего ценителя изобразительного искусства, но и по-настоящему удивить. Дело в том, что на выставке вы не увидите картин, подписанных нашумевшими именами, сменяющими друг друга в многочисленных, зачастую вовсе не оправданных хвалебных статьях. Наоборот, фамилии таких живописцев, как Андреев («Каштаны на Верхнем Валу»), Володько («Памятник Паниковскому»), Самойлик-Иванюк («День молодежи»), Кулиш («Киевский кофе») и большинства других художников, широкой столичной публике ничего не говорят. Тем не менее очевидно, что будь их полотна забрендированы раскрученными факсимиле, то, без сомнения, любой аукцион посчитал бы за честь побороться за право выставить их на свои торги.

Сильнейшей стороной проекта стало то, что мастера, представляющие важнейшие живописные школы Украины, предлагают нам свое, безусловно, оригинальное и порой неожиданное прочтение таких привычных для киевлянина сюжетов и зачастую даже набивших оскомину городских сценок. «Регионалы» сумели увидеть и по-своему тонко и лирично, даже интимно, передать уютную теплоту и защищенность, «домашность» укромных уголков древнего Киева и практически в равной степени точно буйство столичных празднеств. Мы, столичные жители, уже привыкли воспринимать нашу привычную среду обитания очень зашоренно, далеко от восторженности или сентиментальности, в то время как глаз провинциала еще не успел замылиться. «Посмотрите, как интересно схвачена и передана вроде бы незамысловатая тема у Вячеслава Бабака,— говорит Дмитрий Малаков.— Его «Мост «Метро» изображен в непривычном ракурсе, таким мы его практически никогда не видим, ни пешеходы, ни пассажиры в вагонах, ни автомобилисты. Недостатком картины можно посчитать разве что не очень верную освещенность, но таково видение автора». Здесь следует заметить, что пленэрная живопись по определению (plain air — открытый воздух) является изобразительным способом, позволяющим художнику непосредственно на натуре схватывать на холсте или бумаге живые образы и первые впечатления, еще не вполне осмысленные, но, что крайне важно, не домысленные и нередко подпорченные поздними попытками усовершенствовать полотно в условиях мастерской.

Одним из главных критериев, которыми руководствуется в своей деятельности «Мистецький курінь», является поддержка молодых и начинающих художников, но однозначно только тех, кто выбрал в качестве основы для своего творчества мощный пласт традиционной украинской культуры. Таким образом, изюминкой проекта «Київ живописний» стали пленэрные работы юных художников, в частности, представляющих винницкий детско-молодежный центр «Барви України». Порой не верится, что вполне зрелые произведения, способные дать фору старшим коллегам, написаны детьми. Вот, например, вроде бы далеко не редкая украинская фамилия Мазур, но смею предположить, что ее обладатель, юный мальчик, создававший под дождем на Андреевском спуске необычайно сильную и не лишенную булгаковской мистики картину «Комната желаний», с годами вполне может стать не менее знаменитым, чем Глущенко или Шишко…

Впереди у проекта «Київ живописний» отчетные итоговые салоны 2010-2011 гг., а в 2012 г. предстоит большой вернисаж для гостей чемпионата Европы по футболу.

minakov
Share
Published by
minakov