До 6 ноября в Киевском Национальном музее русского искусства развернута юбилейная экспозиция «Врубель и Киев», посвященная 155-летию со дня рождения выдающегося художника
Периодически показывать работы Михаила Врубеля, начиная с 1976 г., стало в музее хорошей традицией. Ныне произведения художника, хранящиеся в Русском, «увидят свет» уже в десятый раз, причем в соответствии с солидным юбилеем состоятся лекции и специальные театрализованные представления для детей.
Следует сказать, что в коллекции Киевского Национального музея русского искусства содержится чуть ли не самая важная и полная часть творческого наследия периода раннего, скажем так, интимного Врубеля. Правда, организаторы не ставили своей задачей полную и всеохватывающую демонстрацию музейного собрания. Для показа были отобраны лишь те произведения, которые отражают наиболее значительные тематические пласты и разнообразные грани творчества живописца. Всего в рамках нынешней выставки можно увидеть около 120 работ разной тематической направленности, в частности, акварели, скульптуры, картины маслом и графику.
По словам генерального директора музея Юрия Вакуленко, вся нынешняя экспозиция условно построена на четырех смысловых разделах. Таким образом, если в первом зале нас встречают работы Врубеля, для которых самым характерным стало внимание к деталям, то далее мы переходим к портретной графике, изображающей близких художнику современников — друзей, коллег и меценатов. Еще одна комната целиком отведена под тонкую акварельную «флористику» Врубеля. И вот, наконец, как видится, самый важный на выставке, наполненный сакральной торжественностью зал, где размещены произведения, изображающие «богов, ангелов и пророков». Известно, что библейские и евангельские образы — одна из ведущих тем в творчестве Врубеля, которая стала наиважнейшей составляющей созданного им художественного пространства.
Надо помнить, что появлению в Киеве талантливого уроженца Омска Михаила Врубеля не только мы все, но и высокое искусство в целом обязаны киевлянину Адриану Прахову, художнику и историку, инициатору возрождения полуразрушенной Кирилловской церкви. «Я взял на себя заботу найти в Петербурге талантливого ученика Академии художеств, который мог бы выполнить в Киеве этот заказ»,— вспоминал Прахов. «Талантливым учеником» и оказался Врубель, осваивавший художественную школу под руководством знаменитого педагога Павла Чистякова, наряду с молодыми Васнецовым, Поленовым, Репиным, Серовым, Суриковым и другими будущими гениями.
Кстати, первый «Демон», созданный фантазией Врубеля, появился как раз в Украине: эта строгая акварель — одна из лучших работ на выставке. Наша энергетика напитала и написанную в это время знаменитую «Девочку на фоне персидского ковра», настоящий шедевр, по праву ставший центром всей нынешней экспозиции. Натурщицей для «Девочки» стала дочь ростовщика Дахновича. Вполне объяснимо и в то же время парадоксально, что киевский обыватель не принял яркое произведение Врубеля в качестве семейного портрета, не посчитав нужным расплатиться за работу. Впрочем, вполне вероятно, что «Девочка на фоне персидского ковра» своей мистической роскошью и многозначительностью просто перегрузила подсознание заказчика. Сочное и богатое восточное многоцветие полотна картины все же определенно трагично, будучи пропитанным загадочной печалью: темные, преисполненные тайной скорбью страдальческие глаза юной красавицы служат аллегорией неизбежности завершения всех земных дел.
Хоть годы пребывания Михаила Врубеля в Киеве это короткий отрезок времени, с 1884 г. по 1889 г., но все они (и только они), как впоследствии признавался мастер, стали лучшим и самым светлым периодом в его жизни. В 1890 г. его приглашает в Москву Савва Мамонтов, как же отказаться? Да ведь это и понятно, впереди открывались новые, широчайшие перспективы, а в Киеве художника все же явно недооценивали. В то же время здесь, в столице имперской Малороссии, Врубель созрел, сформировался его стиль,— сам оригинальный метод художественного письма, которому было суждено принести Михаилу Врубелю славу, но уже не в Киеве, а в России.