В арт-центре «Я Галерея» на улице Волошской открылась выставка мастера деревянной скульптуры Николая Малышко. Всего в рамках экспозиции представлены четыре работы, образность которых достигалась не только с помощью формы и фактуры материала, но и с использованием новой пластики и цвета. Пожалуй, именно два этих параметра в данном случае играют едва ли не ключевую роль. Убедиться в этом можно, посетив галерею до 14 февраля
На этот раз Николай Малышко, подобно поэту Эме Сезеру, который в 1934 г. публично сформулировал концепцию самобытности негроидной расы, попытался в пластическом искусстве подвергнуть испытанию «негритюд по-украински». По мнению художника, деревянное искусство помогает понять культурную сущность нашего народа. «Это — своеобразный стержень, который был у нас еще во времена язычества, который не удалось сломить никакими законами и порядками и который со временем укрылся за многочисленными кольцами, что с каждым годом появляются в стволе дерева»,— говорит он.
Подобные сентенции с таким же успехом можно отнести и к африканской культуре. Украинскую и африканскую пластические традиции и попробовал объединить в своем проекте Николай Малышко. Исследователи народной деревянной африканской скульптуры отмечают ее монументальность и свойственное ей тонкое гармоничное ощущение линий и пропорций. Знакомство с этой традицией и подвигло украинского скульптора на создание собственных «черных» скульптур, ознаменовав его переход к новому этапу творчества — этапу более лаконичного формообразования.
Две новые черные скульптуры резко контрастируют с представленными в экспозиции прежними работами мастера не только цветом, но и формой, а также техникой исполнения. Грубые, резкие, лаконичные прямые линии уступили место мягкой пластичности и податливости. Несколько абстрактные черные деревянные объекты вынуждают зрителя внимательно в них всматриваться, погружаться в детали, считывать каждую линию и трещинку, выяснять на предмет естественности ее происхождения и долго сомневаться: результат ли это работы скульптора или авторство принадлежит природе. Задаваться вопросом, не перекочевали ли эти волнистые линии с традиционных украинских вышиванок, или именно они объединяют две разные культуры и традиции? Фактура местами напоминает водяную рябь, а иногда же вызывает ассоциации с отпечатками пальцев на податливом пластилине. Тут стоит обратить внимание на то, что дерево уже не выглядит столь жестким, однозначным материалом, совершенно неожиданно оно приобретает пластичность и мягкость, на первый взгляд, ему совершенно не свойственную.
Для усиления эффекта в экспозиции представлены две более ранние работы Николая Малышко — «Белые ножки» и «Лучики». «Белые ножки» представляют собой грубо сколоченную из необработанных стволов деревьев тумбу-постамент, на которой гордо и самоуверенно возвышается фигура человека, почему-то ассоциирующаяся с колонизаторами Черного континента. Сразу под ним размещена вторая скульптура — раскинув в стороны руки, открытый всему человек напоминает о безграничной внутренней свободе, которую не способна ограничить даже клетка, где он физически находится. Объединенные в один комплекс, эти две работы приобретают совершенно новый смысл. В контексте звучащего в рамках проекта слова «Африка» перед зрителем неожиданно материализуется социальное высказывание. Скорее всего, автор вовсе и не планировал такого поворота, но представленные им скульптуры дают зрителю массу пространства для воображения, главное — было бы желание принять участие в этом своеобразном акте сотворчества.