На Леди Гагу подала в суд американская певица и композитор Ребекка Франческатти, обвинив ее в плагиате. По мнению Франческатти, композиция Judas из альбома Born This Way снята с ее собственной песни Juda, выпущенной в 1999 г.
Ребекка Франческатти уверена, что схожесть двух композиций — не просто совпадение. В звукозаписывающей компании, которая занималась выпуском альбома эпатажной звезды, работает бывший басист Ребекки Брайан Джозеф Гейноp. Брайан — помощник автора песен Гаги Пола Блэра. Сумма иска пока неизвестна.
Представители Леди Гаги ситуацию пока не комментируют. Ответчиками по делу также выступят DJ Уайт, компания «Интерскоуп рекордз» и ее учредитель «Юниверсал мьюзик груп».
Подобные истории с лидерами, как мирового, так и российского и отечественного шоу-бизнеса происходят регулярно. Причем обвиняют их не только в краже музыки и текстов, но и в заимствовании идей для видеоклипов и шоу. А иногда даже в копировании движений. Правда, дело в таких случаях не доходит до суда, поскольку обвинителями выступают поклонники или музыкальные критики. Например, в этом году видеоклип Шакиры на песню Rabiosa назвали плагиатом лишь за то, что телодвижения певицы в этом ролике очень напоминают те, которые исполнила модель Кейт Мосс в клипе рок-группы The White Stripes «I Just Don’t Know What To Do With Myself».
Обвинения подобного порядка в конце мая этого года прозвучали в СМИ в адрес певицы Бейонсе. После того как прошла церемония награждения премии Billboard Awards, где певица представила новый сингл Run The World (Girls), журналисты и фанаты упрекнули Бейонсе в том, что представленная ею программа на этом мероприятии очень похожа на программу итальянской поп-звезды Лорелли Куккарини. Их выступления действительно оказались во многом похожи друг на друга. До суда дело пока не дошло, Лорелла и Бейонсе с публичными комментариями не выступали. Хотя этот камень должен был быть брошен в огород постановщика шоу Бейонсе.
Более серьезно могла несколько лет пострадать от уличения в плагиате Бритни Спирс. Иск против певицы на $300 тыс. был подан в мае 2005 г. жителем штата Индиана Стивом Уоллесом, утверждавшим, что в 1990 г. он написал песню Sometimes. Тогда же он воспользовался способом защиты своего произведения, известным как «копирайт для бедных» (Poor Man’s Copyright): запечатал текст в конверт и отправил его сам себе по почте. Однако это дело было «прекращено». Поскольку детали процесса не разглашались, следует предположить, что суд признал все доказательства, собранные Уоллесом, неубедительными.
Отметилась в этом году с подобным скандалом и звезда российской эстрады Елена Ваенга. Оказалось, что романс на стихотворение Марины Цветаевой «В мое окошко дождь стучится», который является одной из визитных карточек певицы, был взят ею из репертуара московской рок-группы «Умка и броневик». Правда, в отличие от большинства западных коллег, лидер группы Анна Герасимова не стала подавать в суд, поскольку считает эту песню «ошибкой молодости».
Украину, к счастью или к сожалению, подобные скандалы обходят стороной, хотя в репертуаре многих наших исполнителей немало заимствований. Как правило, наши артисты целиком или частично используют музыку уже сложившихся хитов своих европейских или американских коллег и пишут к ней текст на украинском или русском языках. Чаще всего в заимствовании чужой музыки СМИ упрекают дуэт «Потап и Настя Каменских». Однако, по словам Потапа, он честно покупает семплы уже известных иностранных композиций.
С другой стороны, количество плагиатов на территории бывшего Советского Союза заметно сократилось, поскольку и на территории России, и на территории Украины уже лет десять достаточно успешно работают компании, которые следят за нарушением авторских прав.
Справедливости ради нужно отметить, что пользоваться чужими хитами наши артисты стали не 20 лет назад. В советские времена это была достаточно широко распространенная практика. Например, многие популярные ВИА и исполнители 70-х гг. включали в свой репертуар песни The Beatles, спетые на русском языке. Среди них такие мэтры, как «Песняры», Валерий Абадзинский и др.
Кстати, The Beatles в своем репертуаре тоже имели немало хитов, принадлежащих другим исполнителям. Правда, это касается периода начала их творчества, когда они играли исключительно рок-н-роллы, и появление песен Чака Бери или Карла Перкинса в их плей-листе ни у кого не вызывало возмущения.
______________________________
Музыка стала поедать саму себя
Потап, солист дуэта «Потап и Настя Каменских», певец, продюсер, композитор и автор текстов:
— Количества музыки, потребляемой одним музыкальным мозгом, еще пятнадцать лет назад катастрофически не хватало и не сравнимо с тем, что происходит сейчас. Объема музыкальной информации стало несоизмеримо больше — музыка в телевизоре, мобильных телефонах, на радиостанциях и в интернете. Музыка начала варить саму себя и поедать. Появилось колоссальное количество артистов. С развитием технологий каждый придурок, сидя дома перед компьютером, может нажать клавишу, взять семпл, написать к нему припев и выбросить это в интернет, после чего стать популярным. Поэтому появляется вторичность, третичность, и она неизбежна.
То, что делаю я, называется профессиональный тюнинг, а «Потап и Настя» — профессиональное бюро по тюнингу старых песен. Причем это одна из главных наших фишек. Я всегда хотел дать жизнь той музыке, которая мне нравится. У нас есть очень много оригинальных произведений, но 50% составляют адаптации и кавер-версии. Весь мой любимый хип-хоп родился и основан на этом, когда под другую музычку ставился бит и какой-то чувак под него начитывал текст. Изначально моя культура основана на этом, и я очень яркий ее представитель. Могу назвать десяток мировых звезд, которые занимаются переделками.
Настал период, когда люди просто не успевают съесть музыку 70-х. Ее можно также долго открывать для себя, как и музыку 60-х. Поэтому это все сэмплируется и становится популярным. В 2010 году может быть популярным Элвис Пресли в ремиксе, поэтому Beatles никогда не увянут и по этой же причине стало меньше гениальных произведений — мы все время используем старое. Гениальные умы немного охладевают, потому что они перестают метаться и писать original. Количество музыки и ее похожесть просто катастрофичны. В конце концов скоро не станет музыки, которая не была когда-то написана.