Досуг

На Sotheby’s готовы продать «Крик»

Аукционный дом Sotheby’s в рамках торгов произведениями импрессионистов и модернистов, проведение которых намечено на 2 мая в Нью-Йорке, выставит на продажу один из четырех вариантов самой известной картины Эдварда Мунка — «Крик», предварительно оценив ее в $80 млн.

Известно, что в течение 1893-1910 гг. Эдвард Мунк создал четыре версии «Крика», экспрессионистской картины, изображающей исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба Осло-Фьорда. Первая из них была написана в 1893 г. и первоначально называлась Der Schrei der Natur («Крик природы»). Ныне три из них хранятся в музейных коллекциях, в частности, в Музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель. В норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна находится вторая картина, написанная маслом. И только четвертая версия, созданная в технике пастели, находится в собственности норвежского миллиардера Петера Олсена. В этом же, 1895 г., Мунк также создал и литографию своей работы. Выставленный на продажу «Крик» более 70 лет хранился в коллекции семьи судовладельца Томаса Олсена, который был другом и покровителем Эдварда Мунка, а на обороте холста сохранилась дарственная надпись художника. Накануне аукциона «Крик» покажут в Лондоне, где предаукционная выставка пройдет с 13 по 27 апреля. Затем произведение перевезут в Нью-Йорк.

По мнению экспертов, четвертый «Крик», выставляемый на майскую распродажу, особенно замечателен по нескольким причинам. Прежде всего, из всех четырех картин это наиболее живая, яркая и насыщенная цветом. Во-вторых, она единственная из версий, обладающая оригинальной рамой, собственноручно расписанной самим Мунком, причем это обрамление включает стихотворные строки, описывающие причины вдохновения художника. Кроме того, это единственная из версий, где одна из двух фигур, изображенных на фоновой части полотна вполоборота, смотрит на город. Примечательно, что эта картина никогда ранее не демонстрировалась публично; исключая один случай, ее показали в течение краткого времени в Национальной галерее в Вашингтоне несколько десятилетий назад.

История создания творческого замысла «Крика» овеяна мифами и домыслами. Некоторые даже называют эти картины внушающими мистический ужас и утверждают, что они были написаны под влиянием галлюциногенов или временного помешательства мастера. По некоторым сведениям, знаменитый норвежский художник страдал маниакально-депрессивным психозом.

На самом деле, Эдвард Мунк в дневниковой записи «Ницца. 22.01.1892» сам объяснил свое впечатление и причину появления вдохновения, приведшего к написанию картин серии «Крик». «Я шел по тропинке с двумя друзьями: солнце садилось, и неожиданно небо стало кроваво-красным; я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор. Я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

По мнению историков искусства, красноватое небо, так сильно впечатлившее Мунка, возможно, было вызвано мощным извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии в период с ноября 1883-го по февраль 1884 г. Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле поза, в которой он себя изобразил, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

А в 1978 г. известный знаток творчества Мунка Роберт Розенблюм высказал мнение, что необычное бесполое существо на переднем плане было скорее всего навеяно видом перуанской мумии, которую художник, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение друга Мунка Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию в Флорентийском музее натуральной истории, которая еще сильнее похожа на фигуру на картине.

minakov
Share
Published by
minakov