«Плотина» британского живописца Джона Констебла продана вечером во вторник, 3 июля, на аукционе Christie’s за 22,4 млн. фунтов стерлингов ($35,2 млн.). Таким образом, установлен абсолютный рекорд аукционной цены на работы этого художника. До начала торгов «Плотину» рассчитывали продать за 20-25 млн. фунтов стерлингов ($30,1-$39,2 млн.)
На аукцион Christie’s «Плотину» выставила баронесса Кармен Тиссен-Борнемис, заявившая, что ей «очень больно расставаться» с полотном, но финансовые сложности вынуждают его продать. Как отмечает Bloomberg, ее коллекция насчитывает около 1,6 тыс. произведений искусства. Продажу «Плотины» осудили как родственники баронессы, так и представители Музея Борнемис в Мадриде, где экспонировалась эта работа Констебла.
«Плотина», написанная в 1824 г., входит в цикл из шести масштабных пейзажей (к нему, например, относится картина «Телега для сена» из собрания Лондонской национальной галереи) и является единственной картиной из этой серии, находившейся до последнего времени в частном собрании. Имя нового владельца полотна не разглашается.
Предыдущий раз «Плотина» появлялась на открытых торгах в 1990 г. Тогда картина была продана за 10,8 млн. фунтов стерлингов.
Известно, что сам художник высоко оценивал свою работу. В одном из писем Констебл написал: «На моем мольберте сейчас стоит моя «Плотина»… Картина выглядит превосходно, краски отливают серебром, я чувствую дуновение ветра. Она дышит здоровьем и олицетворяет собой антитезу застоя. Мне кажется, что она прекрасно удалась всего за год».
Аукционный дом за вечер 3 июля выручил $133,45 млн., что стало самым высоким показателем для торгов, посвященных «Искусству старых мастеров и британской живописи».
Следует отметить, что торги «Искусство старых мастеров и британской живописи» продлятся еще несколько дней, в течение которых одним из топ-лотов является «Поясной портрет военного в горжете и шляпе» работы Рембрандта ван Рейна из собрания коллекционеров и филантропов Питера и Ольги Дреесманн. Эта работа оценена в 8-12 млн. фунтов.
Период, в который была написана эта картина, называется лейденским, поскольку в 1625-1631 гг. художник работал в Лейдене. Картины Рембрандта этого периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них еще заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма. В частности, «Поясной портрет военного в горжете и шляпе» демонстрирует мастерское владение техникой отображения контрастной игры света и тени, позволяющей художнику воссоздать атмосферу драматизма в стиле предтечи будущих поколений художников — Караваджо, влияние которого явственно ощущается в этой работе. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; «Улыбающаяся Саския», 1633, Картинная галерея, Дрезден). Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией», или «Весёлое общество»; около 1635, Картинная галерея, Дрезден, смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.