Парковые скульптуры восстанавливают равновесие
Забавные ландшафтные скульптуры малых форм с течением времени становятся все более привлекательными объектами для туристов во всем мире. Правда, заметно, что этим фактором операторы турбизнеса по полной программе еще не воспользовались.
Особенной популярностью пользуются «фамильярные» или «дружественные» скульптуры, с которыми можно посидеть рядом, обняться, пожать руку или поцеловать и поделиться самым сокровенным. Наверное, в этом стремлении отражается дефицит душевного тепла, открытости и скудость индивидуального пространства современного человека, особенно характерная в наше время для больших городов.
Как ни парадоксально, но даже при всей заидеологизированной помпезности советской скульптуры и в те времена можно было отыскать для «утомленного сердца уголок». Так, в 1930-е годы на площади Свободы в городе Барнауле установили необычный для тех времен памятник, изображавший сидящих на скамейке товарищей Ленина и Сталина, причем «друг всех детей», как бы по-отечески обнимал некоего пионера. Неизвестно, рискнул ли кто в ту пору кроме него отважно подсесть в компанию к вождям, но вот в 1955 г. на гребне волны борьбы с культом личности скульптуру демонтировали, а затем отправили на свалку. А зря…
Ныне в том же Барнауле установлен ряд скульптур, сходных по форме, но вроде бы лишенных какой-либо идеологии. Среди них выделяется «Памятник несчастному влюбленному», созданный в 2007 г. По иронии судьбы, унылая фигура одинокого мужичка, понурившего голову в тоске неразделенной страсти, размещена на лавочке в сквере на Социалистическом проспекте города и очень даже посещаема парочками. Еще один шедевр Барнаула — это скульптурная группа «Снимается кино», представляющая собой запечатленный в металле кадр из фильма Чарли Чаплина, собственной персоной убегающего от полисмена с дубинкой.
В целом, нынешняя раскрепощенная Россия богата на подобные творения, в широком ассортименте расположенные по ее городам и весям. Одним из наиболее своеобразных, а в то же время спорных, считают бронзовый памятник трагически погибшему поэту-песеннику Михаилу Кругу, установленный 24 июня 2007 г. на бульваре Радищева в центре Твери. Со знаменитым тверичем, автором «Владимирского централа» и «Кольщика», можно посидеть рядом и сфотографироваться на память.
«Скульптуры малых форм могут изображать как вымышленных персонажей, героев из книг и кинофильмов, так и реальных лиц,— объясняет российский специалист по ландшафтной архитектуре Николай Трофимов.— Основное правило, которое в любом случае, безусловно, необходимо соблюдать при их создании и установке, находится в рамках моральных категорий. Памятники не должны вызывать негативные эмоции у большинства людей, а приниматься обществом. Кроме того, они должны быть изваяны на достойном художественном уровне, причем скульптор ни в коем случае не может избрать объектом своего вдохновения родственника или друга».
Специалисты считают, что родиной городской скульптуры малых форм надо признать США. Вроде как бы первые странные скульптуры, увековечившие собак, червяков и прочих заслуженных представителей фауны и даже некоторые неодушевленные предметы, появилась в этой стране еще в XIX веке, а может быть даже и раньше. Вопрос спорный, так как в старой Европе готовы начисто опровергнуть такие утверждения. Чего стоит только всемирно известная копенгагенская «Русалочка» скульптора Эдварда Эриксена, ставшая с 1913 г. символом датской столицы. Предметом вожделения и черной зависти любого градоначальника может послужить скульптура Альберто Джакометти L’Homme Qui Marche I, изображающая целеустремленно спешащего куда-то человека, как ни в чем ни бывало украшающая поросшие соснами склоны Сан-Пол Де Ванса около Ниццы на юге Франции, где расположился особняк Фонда, названного именем арт-дилера Aime Maeght (Fondation Maeght). В этом году точная копия этой скульптуры ушла на Sotheby’s более чем за $103 млн., став самой дорогой за всю историю.
Однако, если не гоняться за такими раритетами, к интимному созерцанию которых могут и не допустить, то практически в каждой из европейских стран найдется чем порадовать взор и потешить честолюбие путешественника, запечатлев себя любимого рядом с поражающими воображение объектами или фантастическими субъектами. В вашем распоряжении окажутся многочисленные загадочные дядьки, нищие, протягивающие шляпу, как у железнодорожного вокзала в Стокгольме, дети и животные, не говоря уже о разных троллях, гномах, а также феях, принцессах и прочих девицах всех стилей, поведения и образа жизни.
Например, в Париже вовсе не обязательно посещать Лувр и Тюильри. Столица Франции просто напичкана необычными скульптурами под открытым небом. В самом центре города, в небольшом парке рядом с площадью Согласия, в небеса взмыли белоснежные руки и ноги, а также девушка в кресле, которая свысока взирает на посетителей. Рядом, уже на земле, установлен бюст дамы, лицо которой скрывает что-то вроде плотной вуали, придерживаемой двумя белыми перчатками.
«Парк Вигеланд» норвежской столицы Осло известен множеством скульптурных композиций из бронзы, гранита и кованого железа, созданных скульптором Густавом Вигеландом на темы человеческого бытия и взаимоотношений. В Беларуси, где долгое время по советской традиции была преимущественно распространена монументальная скульптура, также начали появляться интересные объекты малых форм. Например, в Могилеве появились целые аллеи мраморных фигур…
«Научно-техническая революция, так называемый прогресс, обеспечила потерю гармонии в жизни современного человека, а его жизненное пространство стало сжиматься подобно шагреневой коже,— считает психолог Егор Трубенцов.— В качестве определенной компенсации этой неудовлетворенности и подавления фрустраций в современной архитектуре и градостроительстве выступают малые скульптуры, оживляющие и очеловечивающие городские ландшафты. Все эти бронзовые и каменные чудики, клоуны, девочки, мальчики, кошки и птицы становятся в наши дни одним из способов восстановления утраченного равновесия».