После своего очередного закрытия в декабре прошлого года столичный Музей современного искусства Украины (МСИУ) 1 марта возобновил работу открытием художественной экспозиции «Курортный роман», посвященной творчеству крымских живописцев. Выставка, ставшая третьей в рамках музейного проекта «Арт-карта Украины», продлится до 25 марта
Когда в конце 2011 г. руководство МСИУ сообщило о закрытии своего детища под предлогом ремонта, мало кто верил, что залы музея вновь примут посетителей. Предполагали его банкротство, окончательное и бесповоротное. Тем не менее отрадно, что обещание выполнили и уже в марте Музей современного искусства, все же скукожившийся до одного этажа здания на Глубочицкой, 17, организовал выставку, на которой представил более 300 работ от семидесяти крымских художников разных поколений. В рамках этого, изрядно растянувшегося по времени проекта, в 2007 г. прошла первая выставка художников Одессы, а в 2009 г. свои работы показал Львов. Предполагается, что в течение 2012 г. музей проведет еще как минимум три выставки в тематике «Арт-карты», представив творчество живописцев разных поколений Киева, Харькова и Закарпатья.
Помпезная реинкарнация столичного Музея современного искусства, задуманная как культурное шоу, проходила далеко не столь интересно и выразительно, как об этом накануне громко заявили устроители.
В целом нынешняя экспозиция не радует ни оригинальностью, ни особой художественной ценностью, ни громадьем реализации тематического замысла. Достаточно сказать, что в качестве главной «приманки» для посетителей должны были стать довольно незаметное полотно Ивана Айвазовского и подборка акварелей Максимилиана Волошина. Однако отыскать их в залах выставки среди множества современных достаточно заурядных морских пейзажей — нелегкая задача.
Если принять во внимание, что выставка, по сути, посвящена региону Крым, а не творческим пристрастиям местных художников, то экспозиция выглядит еще более сумбурно. Здесь с прекрасными, наполненными светом и буйством красок крымскими пейзажами (например, тонкими работами кисти великолепной Валентины Цветковой), а также картинами Валентина Бернадского и Петра Столяренко парадоксально соседствуют по-своему интересные большие холсты времен СССР, воспевающие трудовые будни и живописующие лик победителей социалистического соревнования.
Особняком стоят произведения молодого поколения крымчан, совершенно выбивающиеся из общей тенденции изобразительного ряда выставочного повествования. Они, далеко не подверженные очарованию крымских яйл, не поддались ни мягкому шелесту морского прибоя, ни буйству его штормовой мятежности. Это они, в своем большинстве, не пожелали развенчивать наши суровые будни, а может быть, и, наоборот, радоваться бытию современного нам Крыма. Их новая реальность выразилась в витиеватом изображении балансирующих на грани абстракции вертикально вздернутых ног танцовщиц, загадочных ягодиц «на фоне» или просто обычных разнообразных, но неизменно скучающих пестрых девиц.
Накануне открытия организаторы обещали первым посетителям нестандартное и даже уникальное оформление выставки. Так, уже само непростое вхождение в обновленные залы должно было идейно настроить и подготовить зрителя проходить через так называемую арт-галерею «Крымская 100-metrovka», то есть креативно оформленные настоящие сто метров прохода к собственно экспозиции музея. Преодоление этих концептуальных ста метров, засыпанных натуральными «тоннами песка», по задумке организаторов, естественно, должно было сопровождаться шумом прибоя и криками чаек, а в воздушном пространстве залов плавно двигались бы фантасмагорические большие летучие рыбы. Более того, среди посетителей совершала бы свое отстраненное дефиле загадочная «дама с собачкой», а в завершение обещали, что каждый гость выставки непременно уйдет с подарком.
И точно, все так и было, хотя и не совсем. Дама, хоть и с весьма милым белым пуделем на руках, лишь отдаленно напоминала молоденькую сексуально озабоченную чеховскую блондинку, ищущую, кому бы отдаться в пыльной Ялте. Песок, разбросанный в коридоре первого этажа по направлению к туалету, явно уводил от цели, направляя посетителей не туда, куда следует. Приятным исключением стал разве что живой мастер-класс рисования на песке, проведенный киевской художницей Ануш Агамян.