Отечественный рынок одежды завалили дешевым барахлом
Одежда от украинских дизайнеров постепенно занимает места на полках магазинов — подобно западным коллегам, наши модельеры постепенно расширяют рамки индпошива до масштабов масс-маркета.
Несколько лет на рынке уже представлены вторые линии одежды от дизайнеров Андре Тана, Алены Даць и Алексея Залевского в среднем ценовом сегменте (вещи стоят от 350 до 2 тыс. грн.). В этом году открывать вторую линию собирается и Лилия Пустовит, бюджетные версии ее нарядов будут стоить до $200. Одежда украинских дизайнеров реализуется в мультибрендовых магазинах и бутиках, а также в интернет-магазинах — сегодня в сети представлено более двух сотен дизайнерских марок, стоимость одежды начинается от 200 грн. и может достигать EUR1 тыс. за изделия от наиболее известных представителей моды. Выходя на масс-маркет, дизайнеры налаживают сотрудничество с отечественными производителями, разрабатывая эскизы для промышленного выпуска одежды.
Украинскую одежду спасло падение гривни
«Я предпочитаю нести в массы свои идеи посредством сотрудничества с фабриками и крупными производствами, которые обращаются к нам для разработки дизайна,— говорит харьковский модельер Константин Пономарев.— Мы сотрудничаем с меховыми фабриками, кроме того, в Харьковском регионе традиционно развит швейный бизнес, и нам часто заказывают дизайн вещей из ткани и кожи, а также мои эскизы используют в работе две фабрики в Китае».
Одним из наиболее ярких примеров успешной работы на масс-маркете является дизайнерская марка «Михаил Воронин». Несмотря на довольно узкую специализацию — изготовление исключительно мужской одежды, объединение собственного производства с эффективной дистрибуцией (сеть состоит из 60 магазинов по всей стране) позволило занять одну из лидирующих позиций в своем сегменте.
Одной из причин востребованности одежды украинского производства стало падение курса гривни за период экономического кризиса — украинская продукция оказалась конкурентоспособной в плане цены. Так, у ведущего оператора отечественной дизайнерской одежды, компании «Модный квартал», за период кризиса увеличился объем оптовых продаж. «Это связано с тем, что собственники магазинов уже не комплексуют из-за того что продают украинский модный продукт, ведь он по цене доступнее европейского и не нуждается в растаможивании»,— говорит генеральный директор магазина «Модный квартал» Антонина Головко.
Тем не менее развитие масс-маркетового направления фешн-индустрии осложнено рядом факторов. С одной стороны, одежда входит в число основных потребностей человека, поэтому все условия для продвижения национальных производителей в сфере легкой промышленности налицо. С другой — рынок уже перенасыщен доступной по цене одеждой иностранного производства, конкурировать с которой отечественным дизайнерам очень непросто. «Если проанализировать наш рынок одежды, то становится видно, что львиную долю занимает дешевый китайский продукт и одежда секонд-хэнд,— считает Антонина Головко.— У нас это носит стихийный, никем не контролируемый характер затоваривания рынка всевозможным барахлом. Что касается сетевых операторов, то здесь предложение очень ограничено, в каждом ТРЦ одни и те же магазины одних и тех же вещей под разными марками».
Модельеры перешли из бутиков в ателье
Несмотря на желание работать для широкой аудитории, сегодня 90% украинских модельеров работают в формате ателье, занимаясь преимущественно индпошивом для состоятельных клиентов. Это выгоднее и проще, чем поставленное на поток производство, тем более за период финансового кризиса многие модельеры были вынуждены закрыть свои бутики. Так, львовский дизайнер Роксолана Богуцкая вернулась в свой город, поскольку держать ателье в столице стало экономически невыгодно, ее землячка Оксана Караванская также была вынуждена закрыть бутик на Крещатике, к работе в ателье вернулась и Виктория Гресь, хотя до кризиса вещи ее марки продавались в трех авторских бутиках в столице.
Производственный процесс обеспечивают небольшие коллективы сотрудников ателье (обычно это шесть-восемь человек), но нередко часть вещей изготавливают иностранные подрядчики. «Сейчас у нас работают две мастерские — в Киеве и Ужгороде,— рассказывает Виктория Гресь.— Там отшивают коллекции и работают на клиентов. Также у нас есть постоянные подрядчики по изготовлению обуви, сумок и т.д. Есть опыт производства тиража сумок в Италии и джинсов в Турции — подобные заказы у нас в стране размещать невозможно, потому что это жесткие технологии, которые ни одна отечественная фабрика выдержать не в состоянии и, соответственно, не в состоянии обеспечить надлежащее качество изделий».
Дефиле на подиуме — не главное
Еще одним способом развития бизнеса для украинских дизайнеров является выход на иностранный рынок посредством участия в специальных мероприятиях проходящих в шоурумах, которые проходят параллельно с основными показами. Представление вещей в шоурумах во время недель моды — довольно рациональный путь к полкам магазинов. Так поступила украинский дизайнер Алена Даць, которая раз в два года привозила свои вещи в Париж для показа в шоурумах. Выбранная тактика принесла результат — ее работами заинтересовалась представительница бутиков во Франции и Италии Аманда Бертрандиас, которая помогла Алене заключить контракты с покупателями и организовать выставки в Милане и Париже. Сейчас производство одежды от Даць поставлено на поток и продается в более чем десяти зарубежных бутиках. В среднем дизайнер получает от каждого продавца до 30 заказов в сезон.
Еще одна представительница отечественной модной индустрии, Лилия Пустовит, сотрудничает с известным магазином Dover Street Market, который представляет одежду дизайнеров со всего мира в Лондоне и Токио — сотрудничество также началось после представления вещей от Пустовит в шоурумах на неделях моды.
«Интерес к работе модельера может прийти откуда угодно — из любой страны,— говорит киевский дизайнер Федор Возианов.— Если дизайнер интересен, то у него вне зависимости от известности и происхождения есть реальные шансы быть замеченным на международных выставках и показах и выйти на иностранные рынки».
В марте Возианов принял участие в выставке White, которая проходила в рамках миланской недели моды, после чего итальянский журнал Vogue признал его одним из восьми наиболее перспективных дизайнеров мира. Добившись успеха в одной из модных столиц мира, Возианов получил приглашение на участие в осенней неделе моды в Милане, для которой сейчас готовит новую коллекцию.
При этом опытные дизайнеры не советуют начинающим коллегам рассчитывать на быстрый успех: «Для того чтобы прочно занять место на рынке и обзавестись постоянной клиентурой, начинающему дизайнеру нужно около пяти лет,— считает Федор Возианов.— Это как раз тот период, который необходим для приобретения опыта, стабильности и профессионального роста».