Досуг

Михаил Барышников расстанется с «иконой»

Аукционный дом Sotheby`s объявил о том, что 12 апреля в Нью-Йорке состоятся весенние русские торги «12 апреля». Среди лотов аукциона — работы Николая Рериха, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского и Бориса Григорьева. Топ-лотом же обещает стать холст «Пианист» советского художника Юрия Пименова, оцененный в $700 тыс.

Высокой предварительной оценки работа «Пианист» (1926 г.) достигла благодаря тому, что Юрий Пименов (1903-1977 гг.) оказался самым дорогим автором последних русских торгов Sotheby`s в ноябре прошлого года. Его «Празднование Первомая», написанное в 1950 г., было оценено в полмиллиона долларов, а ушло за $1,54 млн. Также на этих торгах будет выставлена еще одна картина Пименова «Рабочая бригада» (эстимейт $300-400 тыс.).

«Пианист» был написан Пименовым в период, когда он входил в Общество станковистов (ОСТ). «Футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны — все самоновейшее, самонаисовершенное — это было страстью моей и многих моих товарищей»,— вспоминал художник. Но не только тематику, весь строй своего искусства «остовцы» хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Юрий Пименов в эти годы пишет «Инвалидов войны» (находится в Третьяковской галерее) с безглазыми масками вместо лиц (1926 г.), аскетичных скелетоподобных спортсменов («Бег», 1928 г.) и почти столь же изможденных рабочих на фоне жестко вычерченных паровозов и стальных ферм в плакатной по заглавию и замыслу картине «Даешь тяжелую индустрию!» (1927 г., находится в Третьяковской галерее). Такой же и его «Пианист» — экспрессивный, худощавый с неестественно растопыренными во время игры пальцами, а на заднем плане такая же, как и в «Беге», скелетоподобная танцовщица.

Интересна эта картина еще и тем, что в такой манере художник проработал недолго. К 1930-м гг. эта напускная суровость исчезает из творчества Пименова. «Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство»,— объявляет он. Легким, подвижным мазком, светлыми красками пишет он женские портреты («Портрет Л. А. Ереминой», 1935 г.), подмосковную природу, переливающуюся пестроту вещей и тканей в уборной актрисы («Актриса», 1935 г.). Радужная поверхность жизни увлекает его: только что отстроенные громады Охотного ряда, стриженый затылок девушки, ее руки на баранке открытой машины, гвоздики у ветрового стекла — все в розово-голубых переливах импрессионистически-нежного колорита («Новая Москва», 1937 г.).

Картина же «Празднование Первомая», которая была продана в прошлом году за $1,5 млн., относится к периоду, когда художник был приверженцем жанра лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта останется до конца жизни стихией Пименова. А уже с конца 1950-х гг. главный для него предмет наблюдения и поэтизации — окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Работницы моют в луже свои блестящие боты («Франтихи», 1958 г.), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы («Первые модницы нового квартала», 1961 г.), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены («Свадьба на завтрашней улице», 1962 г.).

Еще одной интересной работой предстоящих торгов является картина Петра Верещагина (1834-1886 гг.) «Вид на Санкт-Петербург», оценена в $300-500 тыс. Она не относится к наиболее знаковым работам мастера ландшафтной живописи, однако представляет большой интерес с точки зрения провенанса, поскольку владельцем этого холста является знаменитый танцовщик балета Михаил Барышников. Как рассказал сам Барышников в интервью The New York Times, он увидел работу Верещагина в 1978 г. в одной финской галерее и сразу влюбился в нее. «В России я жил прямо за Эрмитажем, и эта картина была для меня как икона,— сказал артист.— Но теперь пришла пора кому-нибудь другому завладеть ею».

Барышников сначала передал картину в дар своему Центру искусств, который основал в 2005 г.; The Baryshnikov Arts Center и выступает официально в качестве продавца картины. Вырученные деньги пойдут на финансирование работы арт-центра. «Мы используем старое искусство, чтобы создавать новое»,— заявил по этому поводу Барышников. Петр Верещагин же прославился тем, что довольно быстро отказался от традиционного нейтрального стаффажа и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя наброски с натуры, которые являют собой целый мир и характеризуют его как блестящего рисовальщика. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен.

Изображение колоритной жизни городских низов на фоне величественной русской архитектуры является визитной карточкой его картин, именно благодаря этим жанровым вкраплениям написанные по всем канонам традиционные академические пейзажи Верещагина приобрели неповторимый колорит. Другой индивидуальной особенностью живописи художника является пристальное внимание к видам исконно русских городов. Он был одним из первых ландшафтных живописцев, отказавшихся писать итальянские виды, сумевшим увидеть своеобразие родной природы и архитектуры, изменить традиционно пренебрежительное отношение к ним. Хотя и прежде пейзажисты обращались к русской теме, но в основном они ограничивались воспроизведением видов Петербурга и Москвы. Верещагин же сумел донести до публики самобытность русской провинции и разнообразие природы России.

Наряду с пейзажем Верещагина на торгах «12 апреля» будут также представлены работа Ивана Айвазовского «Дорога в Гурзуф. Крым» (эстимейт $300-400 тыс.), акварель «Ранняя весна в Абрамцево» кисти Исаака Левитана (эстимейт $400-600 тыс.) и др. Особую ценность для знатоков живописи, отмечают специалисты, представляет картина «Материнство» Василия Шухаева (эстимейт $500-700 тыс.), а также «Обнаженная на стуле» Владимира Лебедева (эстимейт $300-400 тыс.).

milinevskiy
Share
Published by
milinevskiy