Досуг

Матисс пойдет по стопам Джакометти

В текущем году цены на скульптуры эпохи модерна сильно выросли

На вечерние торги аукционного дома Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма», которые пройдут в Нью-Йорке 3 ноября, в качестве топ-лота будет выставлена монументальная бронзовая скульптура Анри Матисса, оцененная в $25-35 млн.
Впервые в истории мировых аукционов на продажу выставляется произведение Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV», созданное около 1930 г. и входящее в одну из самых заметных скульптурных серий художника. Скульптура представляет собой четвертый вариант рельефа «Стоящая спиной к зрителю». Серия бронзовых рельефов, выполненная Анри Матиссом в человеческий рост (около 183 м в высоту и весом более 270 кг), признана величайшим достижением в модернистской скульптуре ХХ века, в то время как лучшие образцы из нее на сегодняшний день находятся в ведущих мировых музеях, таких как лондонская Галерея Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) и парижский Центр Жоржа Помпиду.

Предстоящие торги станут первым в истории аукционной практики событием, в рамках которого одна из этих скульптур выставляется на публичную продажу. Скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV» отлита в количестве 12 экземпляров, причем на сегодняшний день в частном владении осталось всего два, один из которых и выставляется нынче на продажу. «Грядущие торги представляют собой уникальную возможность для каждого коллекционера, который разделяет мнение о том, что работы Матисса из серии «Стоящая спиной к зрителю» являются своеобразной вехой в истории модернистской скульптуры,— заявил Конор Джордан, глава нью-йоркского департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s. — В течение 20 лет, начиная от первой серии рельефов и заканчивая четвертой, Матисс своими творениями проиллюстрировал изменения визуального языка от фигуративности к абстракции. Финальная серия стала настоящей кульминацией, образом, который перевернул искусство ХХ века».

Если рассматривать все работы серии в совокупности, то можно проследить путь развития творческих исканий самого Матисса. Впервые он обратился к барельефам в 1909 г., создав детальное и натуралистическое изображение одинокой женской фигуры, на которую зритель смотрит сзади: ее левая рука поднята вверх и держится за край стены, в то время как правая согнута за спиной. Несмотря на то, что эта первая работа не дошла до наших дней, ее замысел сохранился в первой серии произведений «Стоящая спиной к зрителю». На протяжении последующих лет Матисс неоднократно перерабатывал свою скульптуру, в результате чего к 1913 г. сформировалась третья серия, а к 1916-1917 гг. — четвертая. С каждой новой интерпретацией Матисс вносил изменения, как в положение самой фигуры, так и в поверхность, на фоне которой она расположена, стараясь таким образом достичь идеального образа женской фигуры.

Около 1930 г., более чем два десятка лет спустя после первой попытки, Матисс отлил четвертую скульптуру «Стоящая спиной к зрителю», которая стала самым ярким выражением той темы, что овладевала им на протяжении многих лет. Усовершенствованная и более утонченная скульптура теперь имела четкий архитектурный рельеф, разделяя фигуру женщины на три симметричные зоны — голову, волосы и позвоночник, вплавленный в колоннообразную форму по середине работы. Крайне довольный результатом, Матисс хранил гипсовый слепок скульптуры в своей студии до конца жизни. Эксперты полагают, что стремление к простоте и пространственная композиция рельефа могли вдохновить Матисса на создание в более поздние годы одних из его самых прекрасных живописных работ, таких как «Большое синее платье» 1937 г., которая сейчас находится в коллекции Музея искусств в Филадельфии.

Следует отметить, что в текущем году цены на выдающиеся скульптуры эпохи модерна сильно выросли, что вызвано огромным спросом на высококачественные работы импрессионизма и модернизма со стороны коллекционеров со всего мира. Так, в июне на торгах Christie’s за $52,6 млн. с молотка ушла уникальная скульптура Амедео Модильяни «Голова», побившая рекорд стоимости на работы художника и ставшая самым дорогим предметом, проданным во Франции. А ранее в мае, на торгах этого же аукционного дома в Нью-Йорке рекордной стоимости в $53,2 млн. достигла скульптура Альберто Джакометти из коллекции госпожи Сидни Ф. Броуди.

К другим топ-лотам предстоящих вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма» относятся работы Леже, Родена и Моранди из собрания Макса Палевски, а также творения Кайботта, Сера и Писсаро из собрания Уолтера и Филлис Шоренстайн.

minakov
Share
Published by
minakov