С 11 по 14 ноября в Киевском национальном музее русского искусства аукционный дом MacDougall’s покажет предаукционную выставку «Шедевры украинского и русского искусства». В экспозицию войдут основные топ-лоты предстоящих лондонских торгов, проведение которых намечено на 1 декабря 2011 г.
«Мы не случайно привезем свои лучшие работы именно в Киев. Ведь украинские коллекционеры и любители живописи, внимательно следящие за развитием художественного процесса, как никто другой способны оценить по достоинству вечную ценность классического искусства,— заявила директор компании MacDougall’s Екатерина МакДугалл.— Поэтому нам особенно приятно отметить, что проведение выставок в Киеве уже стало хорошей традицией для нашего аукционного дома».
По предположению организаторов торгов, наибольшее внимание посетителей выставки и участников будущих торгов привлечет выставленное на продажу с эстимейтом $1,9-2,8 млн. знаменитое полотно Бориса Кустодиева «Купчиха», датированное 1923 г. По сути, широкая публика сможет увидеть в Киеве один из самых известных и любимых образов художника, который обещает стать сенсацией на декабрьском аукционе. Предполагается, что выручка от продажи «Купчихи» намного превысит предварительную оценку картины, ведь на прошлых торгах MacDougall’s, прошедших в июне 2011 г., блестящий образец раннего периода творчества художника «Портрет Ирины Кустодиевой» был продан за $3 млн.
В Киеве продемонстрируют немало и других великолепных произведений музейного уровня. При этом надо отметить, что аукционеры MacDougall’s очевидно намерены оживить интерес коллекционеров к маринистике Ивана Айвазовского, выставив на продажу ночную античную идиллию этого художника «Древнегреческие поэты у моря в лунную ночь», написанную в 1886 г. (эстимейт $1,3-1,9 млн.).
Другими топ-лотами являются портрет знаменитой скрипачки Цецилии Ганзен кисти Ильи Репина (эстимейт $1,1-1,4 млн.) и «Гости учительницы» передвижника Николая Богданова-Бельского (предварительная оценка $390-480 тыс.). И если об Илье Репине как о личности и о портретисте известно многое, то о Богданове-Бельском стоит рассказать особо.
Начало его жизни в будущем не предвещало ничего хорошего. Он родился в селе Шопотове Смоленской губернии в глубокой бедности. Вряд ли что-то в его судьбе изменилось бы к лучшему, если бы не счастливая встреча с легендарным Сергеем Рачинским. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. Для того, чтобы попасть в эту школу, Николаю пришлось выдержать экзамен: нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет удался, и одновременно с подачи Рачинского состоялось рождение удивительного по своей художественной правдивости живописца Николая Петровича Богданова-Бельского.
В дальнейшем талант одаренного самоучки прошел школу Поленова, Маковского, Репина и Прянишникова, но: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан»,— не раз говорил впоследствии художник. Кстати, отличный портрет Рачинского создан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей). По настоящему громко имя Богданова-Бельского прозвучало в России после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей). Школьная тема для Богданова-Бельского — одна из самых любимых, здесь он раскрывается наиболее полно. «Я так много лет провел в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин»,— рассказывал художник.
Полотно «Гости учительницы», выставляемое на зимнюю распродажу MacDougall’s, несомненно станет украшением и одним из фаворитов торгов. Кстати, работы Богданова-Бельского давно завоевали признание у западных ценителей русской живописи. В 1928 г. на крупнейшей выставке в Праге у него купили девять работ, а уже в 1929 г. в Копенгагене весь первый зал отвели под произведения Богданова-Бельского. Его творчество произвело фурор.
Среди других шедевров, которые покажут в Киеве, известные полотна Константина Коровина, Алексея Саврасова, Михаила Нестерова и Алексея Харламова.
Приятным сюрпризом станет сильный раздел искусства первой половины ХХ в., представленный такими выдающимися произведениями, как портрет поэтессы Анны Сергеевой кисти Бориса Григорьева (эстимейт $280-350 тыс.), парижский портрет Любови Попеску Роберта Фалька ($390-550 тыс.) и пейзаж редко встречающегося на арт-рынке и в украинских частных коллекциях Алексея Явленского ($390-480 тыс.). Настоящим украшением этой части коллекции можно назвать и экспрессионистический пейзаж Хаима Сутина 1918 г. ($0,95-1,4 млн.). Написанный в пригородах Парижа, он принадлежит к числу работ, которыми восхищался Модильяни, всегда считавший дарование Сутина куда более выдающимся, чем свое. Неслучайно пейзажи этого цикла стали редкостью еще в послевоенные годы, когда их охотно покупали семьи Чаплина и Росселлини и даже сам Пабло Пикассо.