В пятницу 27 апреля британский аукционный дом MacDougall’s откроет в киевском музее «Духовные сокровища Украины» предаукционную выставку «27 шедевров русского и украинского искусства начала ХХ века». По традиции украшением экспозиции, которая будет доступна для обозрения до 29 апреля, станут основные топ-лоты лондонских торгов, намеченных на 27 и 30 мая, предварительно оцененные в сумму, превышающую $21 млн.
Накануне торгов руководство аукционного дома MacDougall’s выступило с особой арт-рыночной стратегией, решив провести две различные выставки, посвященные одному событию. Одну — в Москве, а другую — у нас, в Киеве. «Мы не случайно в этом сезоне разделили свое выставочное турне на две части, и одновременно показываем в Москве топ-лоты классического искусства, а в Киеве — шедевры живописи ХХ в. и авангарда,— заявила директор аукционного дома Екатерина МакДугалл.— Оба эти сегмента рынка чрезвычайно важны для нас. А поскольку наши выставки вызывают неизменный интерес у коллекционеров, то в этот раз мы решили представить в каждой из столиц независимый и полноценный выставочный проект». В то же время, по дополнительной информации, такое тематическое разделение выставок между Москвой и Киевом вышло по причине приближающихся майских каникул. «Мы бы не успели вернуть все работы обратно в Лондон, да и покупатели тоже разъезжаются»,— так объяснила ситуацию Екатерина МакДугалл информационному агентству «РИА Новости».
Итак, в Москве с 25 по 26 апреля в Центре изящных искусств на Волхонке покажут классическую аукционную подборку, включающую 22 топ-лота, совокупный эстимейт которых составляет около $16 млн. В их числе работы Ивана Айвазовского, Василия Шухаева и Исаака Левитана. Настоящим украшением российской выставки, по мнению ее организаторов, станет романтический вечерний «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» Ивана Айвазовского с эстимейтом $1,5-3,2 млн.
А вот в столице Украины в качестве главной достопримечательности выставки организаторы будущего аукциона покажут блистательную коллекцию работ художника Кузьмы Петрова-Водкина, которую они называют сенсацией предстоящих торгов. Самой главной работой в собрании является «Натюрморт. Яблоки и яйца» с эстимейтом в $3,2-4,8 млн. Картина, написанная в начале 1920-х гг. в процессе разработки художником концепции «сферической перспективы», отражает творчество одного из самых интересных, новаторских периодов творчества Петрова-Водкина. Следует отметить, что работ художника такого уровня и значимости в частных собраниях на сегодня практически не осталось. Большинство из них давно украшают стены Русского музея в Петербурге и Третьяковской галереи в Москве. Таким образом, появление на выставке MacDougall’s ценнейшей работы «Натюрморт. Яблоки и яйца» — это не просто уникальный шанс для всех ценителей искусства ХХ в. непосредственно, «вживую» познакомиться с полотном, но и вообще культурное событие, которое не может остаться незамеченным киевской публикой. Помимо этого натюрморта, MacDougall’s представит и цикл из трех произведений книжной графики Петрова-Водкина, это его иллюстрации к произведениям Максима Горького и Михаила Лермонтова,— все они происходят из частной европейской коллекции.
Еще одним украшением коллекции стала «Спящая обнаженная» Зинаиды Серебряковой, получившая предварительную оценку в $1,4-1,9 млн. Особый интерес вызывает то обстоятельство, что моделью для ню послужила дочь художницы Катя. Эта виртуозная эротическая композиция, написанная Серебряковой в 1934 г. в Париже, пополнила галерею живописных образов младшей дочери художницы, начатую еще в родовом имении Серебряковых-Лансере «Нескучное» под Харьковом. Собственно, там и сформировался дар художницы, там же прошли и два первых десятилетия ее творческой жизни.
Имя Александры Экстер, еще одной великой художницы ХХ в., неразрывно связанное с творческой жизнью Киева периода 1910-х — начала 1920-х гг., представлено в экспозиции работой «Танцующие на пляже» (эстимейт $400-480 тыс.). Это блестящий образец декоративной кубистической композиции, где тонко сочетаются принципы искусства авангарда и ар-деко.