Досуг

Лихтенштейн превратил комиксы в культ

На торгах аукционного дома Christie’s «Послевоенное и современное искусство», состоявшихся 8 ноября, установлен новый ценовой рекорд на произведения видного представителя поп-арта Роя Лихтенштейна. Картина I Can See the Whole Room! ... and There’s Nobody in It! («Я вижу всю комнату... Но в ней никого нет!»), написанная в 1961 г., ушла с молотка за $43,2 млн. (эстимейт $35-45 млн.)

В целом по итогам этой распродажи Christie’s выручка составила $220,8 млн. Нашли своих новых владельцев интересные работы Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Сая Твомбли, Виллема де Кунинга и ряда других авторов, чьи произведения купили по ценам, как правило, превышавшим сотни тысяч долларов.

Но главным событием торгов все же стала продажа картины Роя Лихтенштейна. Кстати, предыдущий рекорд на работы этого художника продержался всего год. В 2010 г. картину Ohhh… Alright… («Ох… Ну, хорошо») купили за $42,6 млн.

На полотне-рекордсмене 2011 г., выполненном в традиционной для автора стилистике комиксов, изображено озабоченное лицо мужчины, рассматривающего темную комнату через дверной глазок. Благодаря этому художественному приему герой произведения Лихтенштейна как бы проникает в личное пространство зрителя, которого, как следует из названия работы, в действительности нет.

Эксперты считают эту картину одной из знаковых и этапных в истории развития поп-арта, поскольку она продемонстрировала возможности абстракции, основанной на промышленной печати. Ранее это произведение Роя Лихтенштейна выставлялось на аукционе в 1988 г. Нынешний успех произведения Роя Лихтенштейна совсем не случаен. Его работы сегодня на пике популярности и серьезно теснят популярность Энди Уорхола. Лихтенштейна называют ни много ни мало великим мастером поп-арта, чьи работы ярко символизируют опошление культуры в современной американской действительности. Используя яркие, «кислотные» цвета и промышленные типографские методы, он иронически соединял объекты и стереотипы «массовой культуры» и близкие ему образцы «высокого» искусства живописи.

Впервые Рой Лихтенштейн начал использовать в своих картинах персонажей комиксов и мультфильмов под впечатлением работ своего коллеги Аллана Капроу во время преподавания в «Дуглас колледже» в 1961 г. Благодаря этой находке, он и создал свой легко узнаваемый стиль и получил всемирную известность. «Последнее Хрю…» (1962, Музей современного искусства) было первым впечатляющим примером этой новой живописи. Первичные спектральные цвета, а именно красный, желтый и синий, резко ограниченные черным, стали его фаворитами. Вместо оттенков цвета он использовал растровую точку, метод, которым изображение и плотность тона модулируется при типографской печати. Иногда он просто выбирал картинку из комикса, слегка реконструировал ее, переносил на холст и наносил точечный растр. «Я хочу, чтобы моя живопись выглядела так, как будто это сделал компьютер»,— объяснял свою методику Лихтенштейн. Интересно, что несмотря на то, что многие из его картин являются сравнительно небольшими, методы обработки объекта, применяемые Лихтенштейном, дают ощущение монументальности изображения, кажутся массивными и грандиозными по размеру.

Начиная с 1962 г. Лихтенштейн подошел к авторскому переосмыслению творчества таких художников, как Пикассо и Моне, изрядно поиздевавшись над их манерой. С помощью оригинальной техники картины его предшественников превращались в некие комиксы и таким образом как бы лишались некой «сакральной» ауры. Благодаря Лихтенштейну вслед за простыми предметами свою креативную ценность доказали такие образцы масскульта, как журнальная реклама, комиксы и вкладыши для жвачки. В середине 1960-х в своем «масскультовском» стиле он также рисовал и банальные пейзажи («закаты»). Кроме того, он работал над керамической посудой и графикой для массового производства. «Меня интересует описание своего рода античувствительности, которая проникает в общество»,— подчеркивал Рой Лихтенштейн.

minakov
Share
Published by
minakov