Центр Монте-Карло украшен Сферами Добра и Духовного Возрождения
Туризм — основная доходная отрасль княжества Монако. Частью его культурной политики является традиция выставлять под открытым небом произведения современного искусства, меняя экспозицию ежесезонно. Заявки подаются за восемь месяцев, окончательный выбор — за принцем Альбертом II. Этим летом променад Ave Henri Dunant, Palais De La Scala украшают пять Сфер Добра и Духовного Возрождения Оксаны Мась и скульптура — вогнутое зеркало Аниша Капура.
Инициатором размещения в центре Монте-Карло сфер, собранных из расписанных орнаментами буковых яиц, выступила одна из авторитетнейших в мире Opera Gallery, с которой сотрудничает Оксана Мась. Opera Gallery имеет сеть филиалов в 11 городах мира (Сингапур, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Дубай, Женева и пр.), представляет работы признанных мастеров XX в. (Пикассо, Дали, Шагал, Миро, Гринуэй) и постоянно ищет новые имена во всех жанрах современного искусства. Кроме сфер-инсталляций в Монако представлена и живопись Оксаны Мась.
«Мне обещали выставку с хорошим соседством, но действительность превзошла ожидания,— рассказывает «i» Оксана Мась.— Здание Opera Gallery двухэтажное, и на первом этаже, в так называемом черном зале, экспонируется выставка Пабло Пикассо (работы 40-х гг. и позже). Причем здесь же, в черном зале, установлены еще две мои Сферы Добра и Духовного Возрождения, меньшего формата, чем те пять, что на улице. А на втором этаже — выставка моих живописных работ последних лет из проектов «Драйв» и «Человечки». Это очень почетно и трогательно. Об этом мечтает каждый художник. В прошлом году с «соседством» тоже повезло — здесь же, в Монако, я выставлялась одновременно с колумбийцем Фернандо Ботеро».
Напомним, на 54-й Венецианской биеннале Оксана Мась вошла в пятерку лучших, по мнению кураторского жюри,— тоже с проектом, собранным из расписанных буковых яиц (Post-vs-Proto-Renaissance, мозаичные фрагменты Гентского алтаря установлены в церкви Сан-Фантин и на станции Сан-Стае). Причем украинский проект — один из самых популярных среди туристов. Только в церкви Сан-Фантин зафиксировано почти 100 тыс. посетителей.
«Я верю, что после проекта Post-vs-Proto-Renaissance Украина будет заметна на карте современного искусства,— говорит Оксана Мась.— Мы хотим вернуть миру эстетику красивого. Да, то, что мы предложили в этом году в Венеции, было непривычным, неожиданным. Но уже сейчас масса предложений экспонировать — и в самом Генте, и в Нью-Йорке, и в России. В Милане, например, предлагают установить панели с мозаичными фрагментами на крышах и осматривать с вертолетов. И порадовал меня мой сотрудник, обучающийся в Сотби. Этот аукционный дом своим слушателям дает «задание на лето». Так вот, всем группам – и критикам, и галеристам — рекомендовано на Венецианской биеннале кроме Джардини и Арсенала обязательно посетить украинский павильон. Я надеюсь, что после нашего проекта на Украину будут смотреть как на некую лабораторию искусств».
Принципиальное отличие «сфер» от «алтаря» — в рисунках. Венецианский проект собирался из модулей, расписанных грехами, на сферах — исключительно традиционные сакральные орнаменты, чей возраст исчисляется тремя тысячами лет, как минимум. В Киеве аналогичную инсталляцию можно видеть в Киево-Печерской лавре, на центральной аллее перед Успенским собором. Сферы Добра и Духовного Возрождения уже выставлялись в Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже, Цюрихе, Барселоне, Москве. Выставка в Opera Gallery Монако, равно как и инсталляции под открытым небом, продлится до конца августа.