Досуг

Лебединая песня Натали Портман

В широкий украинский прокат наконец-то вышел психологический триллер «Черный лебедь» Даррена Аронофски. История о деструктивном совершенстве вызвала настолько полярные отзывы у посмотревших ленту зрителей, что ее просто невозможно обойти вниманием

Стоит сразу отметить, что жанровой маркировке картины, обозначенной на плакатах, нужно верить, какой бы когнитивный диссонанс не вызывала тема балета, преподнесенная режиссером как психологический триллер с элементами хоррора. В своей новой работе Даррен Аронофски не только гармонично смешивает жанры, но и различную проблематику (за это многие и критикуют картину, ведь все это мы уже неоднократно видели у Дарио Ардженто, Пола Верховена, Михаэля Ханеке, Романа Полански и т.д.). Но у Арановски настолько складно это получается, что в итоге он создает свое оригинальное целостное киновысказывание, а каждый зритель смотрит свой фильм.

В результате получилась действительно захватывающая, эстетически красивая лента, которая не оставляет равнодушным. Фильм начинается, как рассказ о трудных буднях балерин. О безжалостной работе над своим телом, о повсеместном ограничении, о конкуренции, давление которой способен выдержать отнюдь не каждый. Позже все пачки, перья, пуанты, интриги и станки отходят на задний план, и зритель сталкивается с проблемой взросления, отстаивания себя в борьбе с деспотичной, эгоцентричной матерью, пытающийся за счет дочери реализовать свои мечты. Появляется гусиная кожа, сквозь которую пробиваются черные крылья, наливаются кровью глаза — и мы становимся свидетелями борьбы двух «я». Черный лебедь набирает силы, разрушает последние связи с реальностью, и, наконец-то, вырывается на свободу. Но возникает вопрос, стоит ли мгновение совершенства такой жертвы? Стоит ли давать волю своему деструктивному инфернальному гению, ради совершенства. Ведь за этой наивысшей точкой уже ничего нет, ее невозможно достичь вновь, это предел, и двигаться дальше уже некуда и некому. Является ли абсолют деструктивным или все же созидательным?

Молодая балерина Нина (Натали Портман) претендует на главную роль в новой постановке «Лебединого озера» французского балетмейстера Тома (Винсен Касель). Технически девушка безупречно выполняет па и роль невинной Одетты как раз для нее. Но проблема в том, что партию белого и черного лебедя должна танцевать одна балерина, а страсти, необходимой для образа Одилии, Нине как раз и не хватает. Инфернальный Тома Лерой, то ли забавляясь, то ли действительно чувствуя в барышне ростки глубоко спрятанной страсти, всячески провоцирует выход этой энергии на поверхность. Он старательно будит в героине ее темное начало и, кажется, даже не догадывается, насколько черную бездну он выпускает на волю. Провоцируют глубоко спрятанных, но стремящихся на поверхность, демонов и деспотичная мать (Барбара Херши), чей контроль выходит за все мыслимые и немыслимые рамки, и дышащая в спину соперница Лили (Мила Кунис), у которой с техникой не так все хорошо, но вот сексапильности и страстности — в избытке.

За роль Нины Натали Портман получила свой первый «Оскар», второй «Золотой глобус» и приз от Британской киноакадемии. Актриса действительно основательно поработала над своим персонажем, приложив, судя по всему, героические усилия, чтобы выглядеть естественной в роли балерины. Однако интересно, что ее героиня не вызывает у зрителя никакого сочувствия и сопереживания. Скорее наоборот — раздражение и даже недоумение. Фригидная, ограниченная балерина, совершенная в технике, но лишенная толики страсти, эмоций и чувств, порой не на шутку раздражает. Непонятно, почему режиссер выбрал в качестве примы столь пресное создание с неокрепшей психикой, непонятно — ее ли это на самом деле мечта, или — следствие нереализованных амбиций матери. Когда она сломается — вопрос времени, но в заданных режиссером обстоятельствах трансформация белого лебедя в черного — предопределена. И как раз в том, насколько Натали Портман удалось убедительно показать этот процесс, деструктивную борьбу двух гениев, выхода на свободу своего творческого начала, и раскрывается ее актерский талант.

Хотя этот фильм и называют своего рода бенефисом госпожи Портман, стоит обратить внимание на безупречную работу оператора и постановщиков, а также потрясающую работу всего актерского состава. Ведь наблюдать за Венсаном Касселем, Вайноной Райдер и Милой Кунис, честно говоря, порой значительно интереснее, чем за мечущейся юной балериной.

panafidina
Share
Published by
panafidina