Досуг

Коллекционеры подогревают арт-рынок

Аукционный дом Christie’s объявил о проведении 4 мая в Нью-Йорке торгов «Искусство импрессионизма и модернизма». На распродажу выставят 57 работ, среди которых лучшие произведения таких мастеров, как Клод Моне, Пьер Боннар, Анри Матисс, Морис де Вламинк, Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико. Общий эстимейт лотов составляет более $160 млн.

Предаукционная выставка начнет свою работу 29 апреля и продлится до 4 мая. «Результаты нашего недавнего лондонского аукциона искусства импрессионизма и модернизма подтвердили тот факт, что высококачественные произведения искусства, давно не появлявшиеся на рынке, пользуются среди коллекционеров устойчивым спросом. В рамках предстоящих торгов мы рады предложить вниманию покупателей целый ряд выдающихся работ, многие из которых на протяжении долгого времени находились в частных собраниях»,— отметил глава нью-йоркского отделения искусства импрессионизма и модернизма Christie’s Конор Джордан.

Одним из главных фаворитов на этот раз станет картина Мориса де Вламинка (1876-1958 гг.) «Пригородный пейзаж», написанная в 1905 г. и получившая предварительную оценку в $18-25 млн. Кстати, произведения этого французского постимпрессиониста нечасто попадают на открытые распродажи, что привлекает к ним еще больший интерес со стороны коллекционеров.

Художник-самоучка, де Вламинк не получил специального образования, да и не стремился к этому. Он был разносторонне одаренным человеком и в свое время даже прослыл плодовитым писателем: из-под его пера вышли 20 романов, эротические рассказы, поэмы, эссе и автобиография «Опасные повороты». В 1907 г. де Вламинк познакомился с творчеством Сезанна, а в работах 1907-1909 гг. выработал свой собственный стиль, отличающийся упрощенной геометризованной трактовкой предметов (ее художник перенял у Сезанна) и передачей тонких градаций света с использованием ярких контрастных цветов. В произведениях 1920-1930-х гг. де Вламинк меньше акцентировал объемность форм, подчеркивая контраст света и тени, создавал динамичные, эмоциональные картины.

Фовистский шедевр кисти Мориса де Вламинка «Пригородный пейзаж» был написан художником на пике творческого подъема. В нем в полной степени проявились его академические познания в области композиции, которые он применял с присущей ему инновационной техникой письма и революционным подходом к выбору палитры. В последний раз полотно участвовало в ретроспективной выставке, посвященной творчеству фовистского движения, в 1996 г. Однажды оно уже становилось самым дорогим лотом. Это произошло на вечерних торгах Christie’s, проведенных также в Нью-Йорке в мае 1994 г. Теперь же «Пригородный пейзаж» возвращается на рынок после того, как почти 20 лет находился в частном собрании.

С Вламинком поспорит Пабло Пикассо, оцененный даже выше первого. Его картина «Алжирские женщины (версия L)» (эстимейт $20-30 млн.) относится к революционной серии из 15 полотен, созданных художником в 1955 г. в качестве дани уважения одноименному шедевру кисти Эжена Делакруа (1798-1863 гг.). Следует отметить, что увлечение Пикассо творчеством Делакруа имеет богатую историю. В особенности его очаровал портрет трех женщин, которых Делакруа изобразил на фоне алжирского гарема. Возлюбленная Пикассо Франсуаза Жило вспоминала, что когда художника спросили, что он думает по поводу Делакруа, его глаза сузились и он ответил: «Этот сукин сын. Он очень хорош».

В работе «Алжирские женщины (версия L)» Пикассо сосредоточил свое внимание на девушке, курящей кальян, изображенной крайней справа на полотне Делакруа. В своей интерпретации Пикассо придал фигуре кубистические очертания, сведя к минимуму цветовое оформление. Она изображена сидящей лицом к зрителю в позе идола, а ее фигура занимает практически все пространство холста от края до края. Картина «Алжирские женщины (версия L)», как и остальные работы серии, изначально входила в собрание легендарного американского коллекционера Виктора Ганца и его жены Салли. В 1956 г. семейство Ганц приобрело всю серию, состоящую из 15 картин, за $212,5 тыс., просто астрономическую по тем временам сумму, шокировавшую даже самого Пикассо. Вскоре после этого они перепродали 10 полотен нью-йоркским дилерам Пикассо — Полу Розенбергу, Дэниелу и Элеонор Зайденберг. В 1959 г. эта версия была выкуплена у Зайденбергов одним из крупных американских коллекционеров, в семье которого находилась вплоть до сегодняшнего дня. Ныне полотно «Алжирские женщины (версия L)» будет представлено вниманию публики впервые за последние 50 лет.

Искусство модернизма достойно представлено холстом «Открытое окно» Анри Матисса (эстимейт $8-12 млн.). Написанное в смешанной технике, это полотно 1911 г. изображает комнату Матисса в его доме в городке Кольюр. Оно принадлежит к культовой серии полотен с изображением интерьеров, созданной им в то время. Эта работа настолько очаровала художника Пьера Боннара, что он приобрел ее вскоре после завершения и не расставался с ней вплоть до смерти. На распродаже в Нью-Йорке можно пополнить свои собрания и самим Боннаром, вошедшим в историю живописи как один из величайших колористов XX в. Его холст «Легкий завтрак» (1936 г.), в течение последних 60 лет хранившийся в частной коллекции, ныне оценен в $6-9 млн.

minakov
Share
Published by
minakov