Досуг

Керамику Пикассо оценили в 2 млн. фунтов

Аукционный дом Christie’s выставляет на торги, намеченные на 25 и 26 июня, коллекцию керамических изделий работы Пабло Пикассо, выполненных им в знаменитой мастерской Мадура во французском городе Валлорис. Общий эстимейт всей коллекции, включающей в себя около 550 произведений, находящихся в превосходном состоянии, составляет примерно 2 млн. фунтов стерлингов

Предстоящие торги предоставляют уникальную возможность приобрести все эти замечательные работы напрямую из мастерской. Они обладают безупречным провенансом, так как выставляются на продажу непосредственно Аленом Рамье, другом художника, редактором секции керамики в каталоге произведений Пикассо и сыном владельцев гончарной мастерской Мадура — Жоржа и Сюзанны Рамье, благодаря которым в 1946 г. Пабло Пикассо всерьез увлекся изготовлением оригинальной керамики. «Мастерство Пикассо проявлялось в любом материале, с которым бы он ни работал, и керамика не была исключением, причем, что особенно важно для меня, я имел счастье наблюдать за его работой»,— отмечает Ален Рамье.

Эстимейты отдельных изделий, созданных в период с 1947 по 1971 гг., варьируются от 100 до 100 тыс. фунтов стерлингов. При этом топ-лотом коллекции является ваза «Танцовщицы», задуманная Пикассо в 1950 г. (эстимейт 70-100 тыс. фунтов стерлингов). Что крайне интересно: участником аукциона может стать даже ценитель творчества Пикассо, обладающий весьма скромным бюджетом, в этом заключается еще одна уникальность будущих торгов. Судите сами: эстимейты большого числа работ варьируются в ценовом промежутке всего от 100 фунтов стерлингов и достигают тысячных уровней лишь в отношении очень важных работ. Но даже в этом случае, например, знаменитую тарелку «Валлорис» выставляют на продажу с предварительной оценкой от 5 до 7 тыс. фунтов стерлингов. Для всех керамических предметов характерен узнаваемый художественно-оформительский почерк, присущий живописным работам Пикассо. Так, в оформлении большинства работ использованы мотивы человеческих лиц, изображения птиц, рыб и животных, а также сцен корриды.

По словам известного искусствоведа, знатока творчества Пабло Пикассо Ирины Фомичевой, художник открыл для себя этот вид искусства (хотя керамика, вернее, терракота, как материал была известна ему уже в 1900-е гг.) в первые послевоенные годы, живя на юге Франции, в Антибе и Гольф-Хуане. В обращении к новому для него прикладному искусству, точнее, гончарному ремеслу, не было ни каприза стареющего мастера, ни случая, ни кратковременного увлечения. Летом 1946 г. по совету друзей Пикассо побывал на специализированной ярмарке во французском городке Валлорисе, устроенной по причине наплыва на Средиземноморское побережье большого количества отдыхающих. Сам Валлорис некогда прослыл как древний центр гончарного производства, захиревший к середине XX века, в дни ярмарок открывал двери своих мастерских. Там пристальное внимание художника и приковали изделия мастерской Мадуры. Зайдя в одну из них, художник не просто познакомился с выставленной незатейливой продукцией, но и сам слепил из глины две маленькие фигурки торро. Вскоре он был представлен ее владельцам — Сюзанне и Жоржу Рамье. Приняв их приглашение посетить мастерскую, Пикассо был очарован самим процессом работы и самостоятельно изготовил три предмета. Год спустя он вернулся в Валлорис и был приятно удивлен результатом своего труда, после чего было принято решение выделить художнику рабочее место, которое он занимал наряду с рядовыми рабочими, экспериментируя с новым для него материалом.

Простота того образа жизни, который художник вел в Валлорисе, довольно сильно контрастировала с его статусом мировой знаменитости. В мастерской его навещали такие личности, как Марк Шагал, Жан Кокто, Бриджит Бордо, Гэри Купер и Ричард Аттенборо. Здесь же, в Валлорисе, Пикассо познакомился со своей второй женой, Жаклин Рок, которая работала в мастерской ассистентом. С 1947 по 1971 гг. Пикассо создал около 633 керамических изделий, включая тарелки, чаши, вазы и кувшины.

minakov
Share
Published by
minakov