На днях в галерее современного искусства Kyiv.FineArt состоялось открытие выставки живописи Оксаны Левчени-Константиновской «Пространство вариантов» (в рамках «Арсенале-2012»). Оксана Левченя — сравнительно новое имя в художественном мире, хотя рисовать она любила давно, но всерьез увлеклась живописью менее пяти лет назад. Медик по образованию, практикующий хирург, в довольно зрелом возрасте Оксана решилась на смену деятельности
С наставником Левчене-Константиновской явно повезло — первые шаги она делала под руководством безвременно ушедшей Александры Праховой, великолепной художницы и прекрасного педагога. «Когда мне трудно, я всегда вспоминаю Сашу,— делится художница.— Сколько она для меня сделала. Гениальный художник, мне просто повезло, что Прахова встретилась мне на жизненном пути».
Сейчас живопись полностью поглотила художницу. Правда, она не совсем отошла от медицины. Дает консультации как терапевт. А в качестве хирурга больше занимается благотворительностью.
Проект «Пространство вариантов», по словам Оксаны, про двери, за которыми никогда не знаешь, что скрыто. Процесс совершаемого нами выбора не заканчивается никогда. Об идее этой выставки художница говорит так: «Для меня всегда было самым сложным — принятие решений. Самое ответственное — это определиться с выбором. К чему он может привести — как знать? Насколько мы можем предвидеть перспективу? Вот приняли решение, допустим, поступить в мединститут, к чему это приведет? Или выйти замуж. Впрочем, мне кажется, что об этом нужно меньше думать, а больше слушать, что подскажет сердце, и так и поступать. Мотивация решает все. С какой идеей человек что-то делает, с таким результатом оно все и получится. Любая деятельность должна быть направлена на результат, а в искусстве это еще вопрос и самореализации».
Дверь, в ее понимании,— это портал или вход. Однако они ограничивают личность и ее возможности прогнозировать дальнейшие события, являющиеся следствием выбора. Причем случайность определена невозможностью предвидеть и предугадать всю причинно-следственную сеть возможных последствий. «Я искала двери публичных домов, притонов, двери дворцов, просто любопытные двери, в которых есть какая-то загадка; двери заброшенных зданий — такие есть в подворотнях на Пушкинской и Прорезной. За старыми дверями — биографии. Правда, если говорить о моих личных дверях, то они однозначно со стеклом — я хочу видеть перспективу»,— рассказывает о своих работах Оксана Левченя-Константиновская.
В реализации этой идеи художнице помогали ее товарищи, которые занимались поиском подходящих дверей. Одна из изображенных дверей — вход в английскую школу. Другая — в дом №13 на Ярославовом Валу. Строение пребывает в плохом состоянии лет уже десять. И дверь — под стать. Стабильно разрушающаяся. В ней художница видит деструктивную красоту.
Важно заметить, что киевляне не первыми лицезреют ее работы. Эти картины уже выставлялись в Швейцарии и Одессе. «Мои картины понравились директору «Мистецького арсенала» Татьяне Заболотной и другим кураторам. Они и взяли работы, наряду с произведениями других художников»,— говорит Оксана Левченя-Константиновская. По словам владелицы киевской галереи Kyiv.FineArt Татьяны Франчук, картины Оксаны Левчени-Константиновской всегда парадоксальны и мотивированы на глубокий внутренний смысл, при этом имеют удивительно привлекательную внешнюю форму, чем и интересны в контексте современного мира во всем его многообразии. «Это не первый проект художницы. Интересно, что кураторы, посетившие ее экспозиции, отмечали, что каждый следующий проект лучше предыдущего»,— рассказывает госпожа Франчук. В дальнейшем, по словам галеристки, пройдут выставки Владимира Кожухаря (в сентябре) и Василия Цаголова (дата уточняется).