Досуг

Каждой «Бабе» — по «Нике»

Триумфатором юбилейной 25-й церемонии вручения российской кинопремии «Ника» стала лента Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Драма о жизни тамбовской крестьянки, пережившей политические события первой четверти ХХ в., была признана российскими киноакадемиками не только лучшим фильмом, но и получила премию за лучший сценарий. Всего картина удостоилась шести наград, в том числе и за актерские работы

Стоит отметить, что такой результат оказался вполне предсказуемым и нисколько не удивил кинематографическую общественность. По сути, интрига вокруг премии развеялась, как только были озвучены номинанты. Основные же баталии, как и на премии кинокритиков «Белый слон», велись между двумя «бабами», точнее, между двумя лентами, в центре которых оказались судьбы женщин,— «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Елена» Андрея Звягинцева, уже собравшая целый букет наград на многочисленных кинофестивалях.

На этот раз лавры достались масштабной исторической эпопее Смирнова («Белорусский вокзал»), вернувшегося к режиссуре спустя 30 лет. Историческая лента рассказывает о жизни России с 1909-го по 1921 г., о событиях Гражданской войны и Антоновского восстания, показанных глазами тамбовской крестьянки. Драма, над которой господин Смирнов работал с 1987 г., получила шесть премий — как лучший фильм, за сценарий, лучшую женскую роль (Дарья Екамасова, исполнившая роль Варвары), лучшую мужскую роль второго плана (Роман Мадянов), за работу художников и художников по костюмам. «Елена» же удостоилась четырех наград: за режиссуру, операторскую работу, за женскую роль второго плана (Елена Лядова) и лучшую женскую роль (Надежда Маркина). Интересно, что режиссер Андрей Смирнов, получивший главную «Нику», сыграл в фильме своего конкурента Звягинцева роль мужа главной героини Елены.

Конкуренцию этим картинам составляли «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса и «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова. Характерно, что симпатии российских киноакадемиков вновь пошли вразрез с мнением широкой российской аудитории — номинанты на получение премии в категории «Лучший игровой фильм», за исключением картины «Высоцкий…», оказались коммерчески провальными. В частности, десятку наиболее убыточных российских картин в прокате (по версии профильного издания kinobusiness.com) возглавила драма «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса, собравшая $22,7 тыс. (34 копии) при бюджете $3,5 млн. (интересно, что в прокате Франции эта лента заработала на 25 копиях в десять раз больше). Триумфатор же нынешней «Ники» в этом антирейтинге оказался на четвертом месте — при бюджете в $14 млн. «Жила-была…» заработала в прокате лишь $510 тыс., и это при том, что фильм вышел на широкий экран в количестве 200 копий.

По словам Андрея Смирнова, изначально никто не хотел браться за прокат его работы. «Для той аудитории, которая сегодня есть в кино,— то есть молодежь от 14 до 26 лет — эта картина слишком длинна, слишком мрачна, слишком сложна. Они не знают, кто такой Тамбов, что такое Тамбовское восстание, им это неинтересно, для попкорна и кока-колы это не годится,— приводил аргументы прокатчиков режиссер.— А люди старше 30 лет, которых, наверное, могла бы заинтересовать эта картина, в кино не ходят. Поэтому, как сказал мне один из них: «Для нас это прямой убыток». В итоге так и оказалось. Не может похвастать коммерческим уcпехом и конкурент Смирнова — фильм «Елена», несмотря на свои многочисленные награды на престижных кинофорумах, собрал в прокате всего лишь $700 тыс. (бюджет ленты составил $3 млн.).

В свою очередь самый кассовый российский фильм года «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова (собрал в прокате $27,19 млн. при бюджете $12 млн.), несмотря на свои шесть номинаций, получил лишь две награды — за работу звукорежиссера и за роль Дмитрия Астрахана, названного «Открытием года» наравне с 12-летним Мишей Процько, сыгравшим в ленте «Сибирь. Монамур». Интересно, что фильм-сенсация ММКФ, получивший «Серебряного Георгия» и один из лидеров зрительских симпатий Роттердамского кинофестиваля — «Шапито-шоу» Сергея Лобана, номинировавшийся в пяти категориях, остался вовсе без наград. Премию за лучшую мужскую роль получил Сергей Гармаш, который сыграл в фильме «Дом».

«Нику» за лучшую музыку присудили композитору Леониду Десятникову, создавшему саундтрек к фильму «Мишень» (занявшему второе место в антирейтинге, собрав в прокате $73 тыс. при бюджете $5,3 млн.). Лучшей документальной лентой стала «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» Алексея Вахрушева, а лучшим мультфильмом — трехминутная анимационная картина «Еще раз!», сделанная учениками мастерской оскаровского лауреата Александра Петрова. Специальных призов в этом году на «Нике» вручили несколько. Премия «За честь и достоинство» досталась Олегу Басилашвили, а за благотворительность награду получили актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун. Специальной золотой медалью киноакадемии «Ника» были награждены Алексей Герман, Петр Тодоровский и Алексей Баталов.

panafidina
Share
Published by
panafidina