В НХМУ открылась выставка дважды сталинского лауреата
В залах Национального художественного музея Украины до 12 декабря можно познакомиться с обширной ретроспективной экспозицией «Сергей Григорьев. К 100-летию со дня рождения». На выставке представлен весь спектр художественных произведений, созданных классиком украинского изобразительного искусства XX века. Многие из работ, составляющих украшение творческого наследия художника, главным образом из семейной коллекции, демонстрируются впервые.
Юбилейная экспозиция НХМУ, посвященная творчеству Сергея Григорьева, построена взвешенно и даже мудро, в чем несомненная заслуга ее куратора Людмилы Ковальской. Все периоды художественного становления и стороны дарования отражены в ней полновесно, но без перегибов. Удалось выставить не только произведения Григорьева из масштабного собрания НХМУ, но также и порадовать картинами, предоставленными Харьковским художественным музеем, в частности, центральным грандиозным полотном «На собрании». Этот холст в свое время был высоко оценен учителем Григорьева художником Федором Кричевским.
Известно, что с 1941 г. Григорьев был активным членом ВКП(б), а затем КПСС, а за время своей творческой карьеры удостоился не только звания академика и народного художника СССР, но и дважды стал лауреатом Сталинской премии. Тем не менее в его графике — рисунках, акварелях, гуашах и картинах, написанных маслом, представленных ныне в залах музея, этот факт отражен не очень навязчиво. Прежде всего, мы видим работы исключительного уровня мастерства, как нельзя более точно отразившие реалии и передавшие неподдельную уникальность ощущения своего времени. Но за кулисами официальной стороны — жанровых полотен на советскую тематику, например, торжественно-помпезного портрета «Маршал Иван Конев», можно познакомиться и с лирической ипостасью художника, насладившись пейзажными этюдами, а также изображениями его родных, раскрывающих интимный мир мастера.
При этом не стоит забывать, что своей известностью Сергей Григорьев, прежде всего, обязан как автор произведений на тему советской семьи и школы, которые оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра. В этом ряду выдающимися произведениями считаются «На собрании» (1947), «Прием в комсомол» (1949), «Вратарь» (1949), «Обсуждение двойки» (1950) и «Вернулся» (1954). Последние три картины, получившие широкую популярность благодаря репродукциям на почтовых открытках, в печати и в школьных учебниках, хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Уже первые ученические карандашные наброски 1930-х гг., легкие акварели примерно того же периода, выполнены молодым Григорьевым на таком высоком уровне, с такой легкостью, которая красноречиво свидетельствует о силе таланта, каковую порой тщетно отыскать в творениях иных не менее «заслуженные» его коллег по цеху. Произведения же периода творческого расцвета Сергея Григорьева — 1950-1960 гг. поражают уверенной зрелостью кисти и своеобразной неожиданной детализацией. Даже крошечное цветное пятнышко на его холсте отнюдь не случайно и раскрывает целый образ.
Генеральный директор НХМУ Анатолий Мельник, сравнив на открытии выставки Григорьева с Дейнеко, недаром отметил, что живопись художника ясно подтверждает тот факт, что без наличия серьезной академической художественной школы, пренебрегая канонами изобразительного мастерства, тщетно надеяться стать крупным мастером. При этом Сергей Григорьев, прежде всего, не колорист, а график. На его полотнах нет живописного буйства красок; художник сознательно уходит от яркости в пользу скрупулезной изобразительной точности. Порой его картины могут показаться излишне строгими или даже угрюмыми, но это первое и неверное впечатление. Они, наоборот, чрезвычайно светлы и радостны, хотя создавались во времена, которые ныне принято считать чуть ли не сплошным «плачем и скрежетом зубовным». Удивительно, но картины послевоенного Киева, советских празднеств, словом, те пласты творчества Григорьева, когда он изображал городские сценки, детей, городские виды и природные ландшафты, несмотря на его очевидный, далеко не критический взгляд на современные ему советские реалии, непременно выполнены в солнечных оптимистичных тонах. На фоне современных хмурых замусоренных городских будней они трогают душу ностальгическими воспоминаниями, а молодому человеку, рожденному не в СССР, доносят правду о том, что в той давно утраченной стране, кроме вкусной «докторской» колбасы, настоящего лимонада и чистых пляжей было еще много хорошего и светлого. Григорьеву было достаточно нанести на холст ряд пестрых пятен и он превращался в чудесную по палитре и чрезвычайно верную, даже документально правдивую картину, как, например, «Площадь Калинина в Киеве».
Вам суждено сделать много парадоксальных открытий. Вот на отличном полотне «Украиночка», написанном в 1937 г. (!), изображена девочка в национальном убранстве. Такой «национально-свидомый» подход никак не помешал тому, что критика того времени назвала Григорьева одним из крупнейших художников, «подымающих проблемы советской морали и воспитания молодежи, обращающихся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями».
Ныне Сергей Григорьев входит в десятку самых рейтинговых украинских художников второй половины ХХ века, а его картины способны украсить самую изысканную коллекцию, хотя они и не столь раскручены, как произведения Николая Глущенко или Сергея Шишко. На аукционы работы Григорьева выставляются нечасто, но при этом их эстимейт начинается всего от $10 тыс.