Главным сюрпризом фестиваля стало выступление квартета Migration
В минувшие выходные в столичном «Октябрьском дворце» прошел IV Международный фестиваль Jazz in Kiev. На сцене фестиваля выступали исключительно известные музыканты разных стилистических направлений, что уже само по себе было приятным сюрпризом, но хорошие новости на этом не закончились — публике еще было много чему приятно удивляться.
Открывало IV Jazz in Kiev известное польское фортепианное трио Марцина Василевского. Последний раз музыканты выступали в Киеве лет десять назад, однако те, кто тогда был на их концерте, настолько прониклись услышанным, что нынешнее выступление польских джазменов оказалось в списке «прослушать обязательно!». Вместе с пианистом и композитором Марцином Василевским на сцену вышли его коллеги — контрабасист Славомир Куркевич и барабанщик Михаил Миськевич. В апреле этого года музыканты выпустили новый альбом Faithful, так что киевская публика смогла насладиться самым свежим материалом.
Сдержанность музыки с лихвой компенсировала манера игры Василевского. Выдавая тихие пассажи, сам пианист, казалось, вот-вот свалится с табуретки. Его тело жило совершенно отдельной жизнью, руки разбегались по клавишам в разные стороны, ноги то и дело норовили сорваться в безумный танец и куда-то скрыться со сцены, все тело вибрировало, а в зал лились потрясающие звуки, насладиться которыми можно было, исключительно задержав дыхание, настолько тихими они были. В общем, наблюдать за происходящим было не менее увлекательно, чем слушать музыку, столь контрастную по своему звучанию манере пианиста сидеть за своим инструментом. Особенно публике понравилась авторская композиция Василевского — Mosaic. Помимо новой программы, они представили и ряд своих старых композиций. А некоторые известные хиты оказались настолько переосмысленными музыкантами, что, например, узнать в услышанном Diamonds And Pearls Принца оказалось практически невозможно.
Совершенно иное настроение подарили публике кларнетист с мировым именем Дэвид Кракауэр и Madness Orchestra. Программа их выступления была построена на диалоге традиционной клезмерской музыки, творчества Джона Зорна и авторских композиций господина Кракауэра. Как только зазвучала первая пьеса, стал понятен комментарий ведущего и одного из организаторов фестиваля Алексея Когана о том, что танцы сегодня приветствуются. Яркая, гремучая смесь джаза и еврейской народной музыки спровоцировала сперва невольное покачивание головой, а затем и веселое отбивание такта ногами. Наиболее смелые меломаны уже к середине выступления выплясывали по полной программе в проходах. Правда, обаянию клезмер поддались далеко не все, но та часть публики, которая смогла включиться в процесс, получила массу позитивных радостных эмоций и заряд бодрости.
Ведущей скрипкой, а точнее — кларнетом, в этот вечер был, конечно же, Дэвид Кракауэр, мастерству и профессионализму которого можно аплодировать стоя. Он же оказался и главным модератором эмоций зала. Звучали не только произведения Джона Зорна из проекта The Book of Angels, но и пьеса молдавского композитора, а также бесспорный свадебный хит всех времен — «7:40».
Второй день фестиваля открывала «темная лошадка» — квартет Migration под руководством барабанщика Антонио Санчеса. Никто из участников квартета (Дэйвид Бинни — саксофон, Джон Эскрит — рояль, Мэтт Брюер — контрабас) ранее в Киеве не выступал. Да и на счету музыкантов пока что одна совместная пластинка. Тем не менее именно их выступление оказалось, пожалуй, наиболее запоминающимся и самым приятным сюрпризом для той части публики, которая пришла послушать в первую очередь джаз. Концерт квартет начал с авангардной композиции, что мгновенно дало понять: слушать будет непросто. Музыканты же привезли в Киев совершенно новый материал, над записью которого они лишь работают. Тут уж публике было чем восторгаться, каждый из участников квартета был достоин всяческих похвал и восхищения: и колдующий над контрабасом, словно диковинное насекомое, Мэтт Брюер, и вытворяющий что-то невообразимое, хрустальное на рояле и затем на органе Джон Эскрит, и выводящий сложнейшие пассажи Дэйвид Бинни. Импровизации, каждое соло и общее звучание Migration по факту оказались порцией абсолютного удовольствия. А композиция, посвященная королеве соул — Арете Франклин, заслуживает отдельного упоминания. Антонио Санчес же показал, что он не только легендарный барабанщик и талантливейший композитор, но и действительно везунчик, которому удалось собрать под своим крылом таких достойных и ярких музыкантов.
После сложных Migration сцена оказалась во власти солнечной бразильской дивы Тани Марии и ее квартета. Как и обещала, певица и пианистка наглядно продемонстрировала, что фортепиано — ударный инструмент, а также то, насколько она бывает требовательной. Исполнив ряд своих и чужих хитов, Таня Мария не теряла надежды добиться совершенного звучания от поющего зала, однако, как только публика приблизилась к заданной планке, тут же их оборвала: «Заткнитесь, теперь я буду петь сама». И стоит сказать, никто не возражал — ведь зрители пришли насладиться ее концертом и, кажется, получили именно то, что хотели.
В завершающий день Jazz in Kiev на сцену вышли легендарный басист Стив Своллоу и органистка Карла Бруни в составе квинтета, а также легенда smoth-jazz группа Fourplay. Об этих концертах можно сказать лишь одно: ценители джаза, которые не попали на эти два выступления, должны были бы уже сгрызть руки по плечи.