II КМКФ до сих пор не определился с фильмом закрытия
В столичном Дворце «Украина» состоялась церемония открытия ІІ Киевского международного кинофестиваля. Помимо оглашения окончательной конкурсной программы, президент кинофестиваля Богдан Ступка вручил первый приз «За вклад в развитие кинематографа» режиссеру Отару Иоселиани.
Сюрпризов день открытия фестиваля не преподнес. За исключением того, что в последний момент слетел по техническим причинам фильм «Марта» — участник основного конкурса, и теперь за 10 номинаций будут бороться 15 картин. В конкурсе «Зеркало», который будут судить кинокритики, представлено пять документальных и пять художественных картин, которые по тем или иным причинам не вошли в главный конкурс. Также не прояснилась ситуация с фильмом закрытия фестиваля, но, по словам Богдана Ступки, они еще не теряют надежды показать «Шантрапу» режиссера Отара Иоселиани, который в этом году возглавил жюри основного конкурса.
Открывая кинофестиваль, глава жюри отметил, что это прекрасная возможность выяснить, в каком состоянии на данный момент находится украинский кинематограф. «Я ничего не знаю о современном украинском кинематографе, положить пальцы на его пульс мне безумно страшно и интересно,— продолжил режиссер Отар Иоселиани.— Появление этого фестиваля вселяет надежду, что произойдет возрождение в кинематографии». Судя по этому заявлению, на момент открытия фестиваля глава жюри еще не был ознакомлен с конкурсной программой. Состояние же отечественного кинематографа довольно показательное — в главном конкурсе представлена единственная украинская картина «Стреляй немедленно!» Вилена Новака.
До последнего момента сохранялась интрига и вокруг фильма открытия кинофестиваля. В итоге свой выбор отборочная комиссия остановила на четвертой режиссерской работе Веры Глаголевой «Одна война». Аргументируя столь неоднозначное решение (хотя бы уже потому, что картина была совсем недавно показана в эфире одного из ведущих украинских телеканалов) председатель отборочной комиссии Ирина Гордейчук отметила: «Было несколько предложений, но несмотря на то, что я с опаской воспринимаю работы женщин-режиссеров, это хорошее кино. Я лично смотрела его, картина получила Гран-при нескольких кинофестивалей и могу сказать, что это достойная работа. А тот факт, что фильм был показан по телевидению, на мой взгляд, значения не имеет — официальной премьеры в Киеве еще не было». Однако названий других потенциальных фильмов для открытия госпожа Гордейчук не озвучила, и сложилось впечатление, что вариантов как таковых у комиссии не было: КМКФ еще не успел заработать репутацию.
Просмотр фильма «Одна война» произвел довольно неоднозначное впечатление. С одной стороны, хорошая работа оператора Руслана Герасименкова, с другой — слабая драматургия сценария (дебютная работа Марины Сасиной), слабая режиссерская работа и как следствие — не раскрытый актерский потенциал.
Вера Глаголева взялась за очень интересную тему — судьбу женщин, которые в период оккупации фашистами СССР забеременели и родили детей от немцев, о том, как тяжело жилось тем, кто остался в оккупации. В центре истории — пять женщин с детьми, которых, как предательниц и врагов народа, сослали на один из островов Ладожского озера. Режиссер в своей картине вовсе не пыталась представить своих персонажей как героинь, оправдать их, она скорее стремилась рассказать, почему произошло то, что произошло, показать их драматическую судьбу, которая не менее трагична, чем судьба тех, кто участвовал в боевых действиях.
С последним как раз и не сложилось. История каждого персонажа не проработана, судьба и психологические портреты выглядят скорее как наброски, чем четко продуманные характеры, даже несмотря на то, что они в той или иной степени проговорены. Мотивация действий и поступков показаны вскользь, и оставляют больше вопросов, чем ответов. Дискомфорт чувствуется и от того, что определенные радикальные драматические действия предпринимают персонажи, от которых ты меньше всего этого ожидаешь, и никак не объясняется, почему именно они несут такую важную нагрузку.
Госпожа Глаголева так и норовит выжать слезу, и, казалось бы, зритель уже готов, но режиссер все-таки не дожимает и упускает подходящий момент. «Поскольку я женщина, то знаю женскую психологию, знаю, что в ту или иную секунду чувствует героиня, и знаю, как передать это на экран»,— заявила режиссер перед показом, однако в итоге это знание никак не вылилось на экран. Также возникают вопросы и к персонажу Александра Балуева — проницательный, думающий зритель доходит до всего своим умом, без какой-либо помощи со стороны режиссера или актера. Однако, несмотря на все многочисленные недостатки, зритель интуитивно сопереживает героиням фильма, и основной посыл картины, прозвучавший из уст Маруси: «Не сумели защитить, так хоть жалеть научитесь», наглядно демонстрирует, что как раз жалеть мы все-таки умеем.