Досуг

«Икона» Уорхола обретет паству

Аукционный дом Christie’s объявил о продаже неизвестного автопортрета Энди Уорхола, намеченной на 16 февраля. В ходе вечерних торгов «Послевоенное и современное искусство» эту картину из серии 1967 г. организаторы намерены продать по цене от 3 до 5 млн. фунтов стерлингов

Со всеми лотами новой коллекции Christie’s можно ознакомиться в ходе двух предаукционных выставок, которые пройдут в Нью-Йорке (22-26 января) и Лондоне (12-16 февраля). Автопортрет, размер которого достигает почти двух метров, созданный Уорхолом в рамках однотипной серии из 11 работ, был приобретен непосредственно у дилера художника Лео Кастелли и находился в частном собрании с 1974 г. Пятью из них обладают солидные музеи мира — лондонская галерея Тейт, Государственная галерея современного искусства Мюнхена, Музей современного искусства в Сан-Франциско и Институт искусств Детройта, в собрании которого находятся две картины. О значимости серии говорит тот факт, что сразу восемь автопортретов были включены в масштабную ретроспективную выставку Энди Уорхола, состоявшуюся в нью-йоркском музее МОМА в 1989 г., два года спустя после смерти художника.

Предложенный на продажу «Автопортрет», написанный в насыщенном ярко-красном цвете, ранее никогда не выставлялся. «Перспектива участия в торгах этого шедевра Энди Уорхола, долго пребывавшего в безвестности, а сегодня вновь открытого, лично для меня видится крайне заманчивой,— заявил Фрэнсис Аутред, глава европейского департамента послевоенного и современного искусства Christie’s.— В момент создания данной работы Уорхол находился на пике своих творческих сил. Эта редкая серия его творений представляет собой наиболее монументальные автопортреты из всех, что он когда-либо создавал».

Изображение лица Уорхола с поднесенной ко рту рукой является одним из самых культовых, узнаваемых образов художника. Впервые он использовал его в 1966 г. при создании другой серии, работы которой выполнены в меньшем масштабе. Выражение лица настолько вдохновило Уорхола, что уже в следующем году он создает одиннадцать работ, размер каждой из которых превышал полтора квадратных метра.

«Для создания этой серии 1967 г. Уорхол использовал фотографию, на которой он задумчиво смотрит в камеру, прижимая к губам два пальца. Эти произведения открыли новый этап творчества: отныне его портретам будут присущи броские, неестественные краски и полное отсутствие каких-либо привычных телесных оттенков… Смелая, резкая палитра привлекает внимание зрителя, одновременно размывая узнаваемые черты лица,— пишет Дэвид Бурдон в книге «Уорхол», изданной в Нью-Йорке в 1995 г.— Это автопортреты, лишенные каких-либо персонализирующих характеристик. Вместо этого они создают трудноуловимый образ отстраненного наблюдателя. В этих работах явно прослеживается желание художника манипулировать тем, как публика будет его воспринимать; эта тема всегда была одной из ключевых в творчестве Уорхола. Казалось бы, — это просто многократно увеличенное изображение знакомого лица, однако, его черты настолько абстрактны, что становятся почти неузнаваемыми. Все эти яркие цвета намекают на хамелеоновскую сущность создателя автопортретов. Таким образом, Энди как бы скрывается за камуфляжем своей кислотной палитры».

Примечательно, что именно шесть работ из серии стали главным экспонатом американского павильона на Всемирной выставке в Монреале, которая проходила в 1967 г. В экспозиции, которую посетили десятки миллионов человек, помимо автопортретов Уорхола, демонстрировались произведения Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна, Барнетта Ньюмана и Роберта Раушенберга, однако «отец поп-арта», достигший к тому времени всемирной славы как один из ведущих и наиболее противоречивых представителей современного изобразительного искусства, привлекал наибольшее внимание. Уже к 1956 г., получив почетный приз «Клуба художественных редакторов», Уорхол практически перестал беспокоиться о деньгах, зарабатывая около ста тысяч долларов в год. Но в 1967 г. создатель культовых «Кока-кола» и «Консервных банок с супом Campbell’s», Энди Уорхол, некогда выпускник Carnegie Mellon University, окончательно доказал свое гениальное овладение досконально изученной там специальностью «коммерческое искусство», снискав себе шумную, порой скандальную славу и став настоящим мультимиллионером. Именно по этой причине состоявшийся во всех отношениях живописец принял довольно смелое решение представить многомиллионной международной аудитории самого себя в качестве культовой «иконы». Бесконечные «портреты» предметов ширпотреба сменялись тиражированными обличьями суперзвезд шоу-бизнеса и политики — Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли, Мао Цзедуна и т.д.

В 1963 г. Уорхол перенес свою мастерскую в центр Манхэттена. Помещения, где на основе тиражной техники шелкографии было организовано настоящее поточно-конвейерное «производство» предметов современного искусства, получили название «Фабрика» и были соответственно окрашены серебрянкой. «Я пишу картины именно так, а не иначе потому, что хочу быть машиной, и я чувствую, — то, что я делаю, уподобляясь машине, — это то, что я хочу делать»,— эти слова художника наиболее ярко и точно выразили основную идею не только «Фабрики», но, по всей видимости, заложили фундамент творческого кредо. Новаторство Уорхола состояло в том, что он по сути создал «бизнес-арт», где отвел себе роль не рабочего, а предпринимателя, приняв на себя руководство целым штатом исполнителей. «Фабрика» была устроена как коммерческое предприятие, производящее до 80 шелкографий в день, что составляло ежегодный выпуск около тысячи работ.

minakov
Share
Published by
minakov