Досуг

Художники по-разному прочитали Конан Дойля

Одна из первых в Киеве частных художественных галерей «Тадзио» отметила свое 16-летие весьма неожиданным творческим проектом, получившим название «В поисках Шерлока Холмса». В течение трех месяцев 18 художников, тесно сотрудничающих с галереей, создавали свои работы специально для этой экспозиции, в которой отразилось их характерное видение образа знаменитого сыщика

Идея художественного проекта не была случайной, ведь Шерлок Холмс для идеолога, создателя и владелицы «Тадзио» искусствоведа Елены Ягодовской является основным героем ее детства. Неудивительно, что «совершеннолетие» галереи было решено и отменно удалось окрасить в ностальгически теплые тона. «Эта галерея — один из самых оживленных перекрестков культурно-богемной жизни Киева,— отмечает в своей статье писатель и журналист Владимир Ханелис.— Там встречаются признанные знаменитости и талантливые художники, послы великих держав и посланцы культурных обществ. Сюда приходят умные люди, потому что «Тадзио» — это очень хорошая галерея: профессиональная, интеллигентная и таинственная».

В реализации проекта приняли участие видные представители «команды» галереи «Тадзио», в числе которых магистр графики Андрей Левицкий, художники Ахра Аджинжал, Евгений Аксененко, Андрей и Федор Александровичи, Ирина и Герман Ниготины и другие мастера.

Посетителей галереи встречает притаившаяся в углу и совсем не страшная, хоть и сверкающая огромными горящими глазами Собака Баскервилей. Еще одна скульптура-инсталляция — «Скрипка-мышеловка» — это еще один своеобразный образ, порожденный конан-дойлевской стилистикой. История ее создания по-своему таинственна и необычна. «На одной из парижских улиц мы увидели пустой старинный скрипичный футляр, аккуратно приставленный к стенке,— рассказывает Герман Ниготин.— Возвращаемся: он продолжает так же сиротливо стоять, по всей видимости, никому не нужный, и решили забрать его с собой. Как оказалось, не зря».

Художник Женя Аксененко в своем произведении был предельно лаконичен. На его черно-белой картине — темная лондонская ночь, огромный лунный диск, а на его фоне — знаменитый профиль с трубкой. С темой профиля сыщика поиграл и Андрей Левицкий, хотя на самом деле он мастерски и скрупулезно изобразил на своем инталио себя любимого, и это произведение надо признать максимальным проникновением в образ Шерлока Холмса, вплоть до перевоплощения. Техника глубокой печати инталио, излюбленная для Андрея Левицкого (сам термин происходит из средневековой Италии, от слова, которое означает «врезаться»),— это один из основных графических процессов, при котором на металлической пластине гравируются разные штрихи и площади, удерживающие краску на доске. На выставке график представил три своих работы, посвященных «поиску Холмса». «Носитель старинной «художнической» фамилии, магистр графики превращает ее язык, ее линейно-ритмическую организацию плоскости в закодированный и «зашаманенный» шифр,— характеризует Левицкого Елена Ягодовская.— Герметичность и закрытость в себе, в своем внутреннем мире, где ищет только такие мотивы, которые могли бы стать аналогом его мироощущения. С врожденной способностью угадывать в обыкновенных предметах фантастические образы и через контрастное сопоставление разрушать их логику Андрей Левицкий создает символы, выражающие сложную жизнь человеческого духа».

Как видится, задача художников, работавших над проектом «В поисках Шерлока Холмса», была непростой. Достаточно сказать, что порожденная воображением Конан Дойля фигура Холмса при всей ее характерности не дает однозначной трактовки. Если предположить, что в этом-то и заключается легкость создания произведений, отражающих харизму Шерлока в индивидуальном восприятии украинских художников, то этот кажущийся «простор для творчества» отнюдь не так прост. Например, сам британский писатель в своих произведениях никогда не уточнял дату и место рождения Шерлока Холмса. Только согласно скудным намекам в рассказе «Его прощальный поклон» можно лишь предположить, что Холмс родился в 1854 г. Практически ничего не известно и о семье, происхождении Шерлока Холмса, и особенно о его «личной», то есть интимной жизни. В отличие от Холмса, нам в этом плане больше известно о его друге докторе Ватсоне, который в 1888 г. влюбляется, женится и съезжает с общей квартиры на Бейкер-стрит. А вот Холмс, как ни странно, продолжает снимать жилище у миссис Хадсон, куда если и приходят дамы, то только сугубо по делам сыска. Правда, нам известно, что Холмс — убежденный холостяк и ни разу, по его словам, не испытывал ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя он неизменно вежлив с ними и готов помочь. В одном из повествований в качестве одного из персонажей неожиданно появляется брат Шерлока, Майкрофт Холмс, который старше его на семь лет и работает в Министерстве иностранных дел, что дает повод предположить о связях семьи в высоких сферах. Таким образом, в целом загадочная личность Холмса допускает на этот счет весьма скользкие трактовки, которыми, к счастью, не воспользовались художники юбилейного проекта «Тадзио». Правда, можно было бы поиграть с таким фактом «биографии» Холмса, как его увлечение пчеловодством в 1904 г., когда он уходит от дел и уезжает из Лондона в Суссекс.

minakov
Share
Published by
minakov