Драма «Одинокий мужчина» с Колином Фертом в главной роли — режиссерский дебют в кинематографе известного модельера Тома Форда. Однако вопреки всем опасениям и несмотря на то, что визуально картина буквально «вылизана», как и модели дома Gucci, которым Форд руководил десять лет, она оставляет после просмотра самые приятные впечатления
Пускай первую киноработу Форда никак нельзя назвать от кутюр, слишком уж заметны приемы его любимых режиссеров, а местами визуальная реализация напоминает рекламные ролики товаров сегмента лакшери, как для дебюта она подозрительно хороша. Не последнюю роль в этом сыграли и блестящий актерский состав, и мастерство оператора Эдуарда Грау, и музыкальные композиции того самого Сигеру Умебаяси (автор музыки ко многим фильмам Вонга Кар Вая) и Абель Корженевски, а также способность зрителя сочувствовать и смотреть кино с открытым сердцем.
В основу сюжета «Одинокого мужчины» положен одноименный роман Кристофера Ишервуда (известного борца за права секс-меньшинств). Действие разворачивается в США 60-х, в эпоху разгара Карибского кризиса. Но в центре внимания — душевный кризис одного отдельно взятого человека. Профессор Джордж Фальконер (Колин Ферт) преподает литературу в одном из американских колледжей. Прошло уже девять месяцев со дня гибели в автокатастрофе его любимого Джима (Мэтью Гуд), но справиться с утратой Джорджу так и не удается. В один из дней он решает прекратить свои страдания: надевает прекрасный костюм, читает последнюю лекцию, покупает пули, выпивает со своей давнишней подругой Чарли (Джулианна Мур) и отправляется ночью к океану.
Стоит отметить, что тем, кто ценит в фильмах активное действие, «Одинокий мужчина» вряд ли придется по душе. В картине показан один день жизни главного героя, но показан так, что отвести взгляд не удается. Профессор полностью погружен в переживание своей утраты. И именно в том, как в фильме показаны, собственно, эти переживания, и заключается его главное достоинство. Без надрыва и истерик, без приторности и пошлости, которыми порой грешат картины о близких взаимоотношениях двух мужчин, но при этом очень мощно и искренне, и без тени фальши.
Том Форд оказался сентиментальным режиссером. Педантично много внимания он уделил деталям, а визуальную картину 60-х создал с такой точностью, что никаких сомнений не возникает. Добавил Форд в действие фильма и несколько эпизодов от себя, которых в книге изначально не было. Кроме того, во всей безграничной меланхолии нашлось место и чувству юмора. Например, в предсмертной записке Джордж не забудет упомянуть о том, что галстук следует завязать виндзорским узлом, а, читая книгу в туалете, выскочит из него, забыв натянуть брюки, и т.п.
Однако, помимо общей эстетической красоты фильма, стоит отдать должное и превосходной актерской игре Колина Ферта. Недаром за исполнение этой роли господин Ферт номинировался на «Оскар» и «Золотой глобус», а также был награжден Кубком Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале и отмечен Британской киноакадемией как лучший исполнитель мужской роли первого плана. Под стать актерской игре и световое, цветовое решение картины. Пока главный герой погружен в депрессию, цвета фильма блеклые и выгоревшие, но как только Джордж начинает замечать жизнь вокруг себя, общается со студентами, на экране появляются яркие насыщенные краски. Общее настроение картины поддерживает и музыкальное сопровождение. Одним словом, смотреть «Одинокого мужчину» — настоящее наслаждение как для глаз, так и для души.