В Киевском национальном музее русского искусства до 18 апреля открыта широкая экспозиция собрания графики 1930-1970-х гг. выдающегося украинского художника Николая Глущенко. Организатором выставки, основной целью которой стало ознакомление ценителей живописи с малознакомым пластом творчества одного из лучших украинских колористов, стал столичный аукционный дом «Золотое сечение»
Уникальность представленной коллекции состоит в том, что впервые на одной площадке — сразу в пяти залах Русского музея — показывают графические работы Глущенко совершенно разных периодов. Экспозиция открывается подборкой 35 крайне редко экспонирующихся миниатюрных, альбомного размера, небольших путевых зарисовок. Это ранняя графика 1930-х гг., создававшаяся в течение творческих поездок Николая Глущенко по странам Европы (в основном во Франции, Испании, Германии и Италии). В отдельной витрине демонстрируется подлинный альбом, один из тех, с которыми он никогда не расставался во время своих путешествий, и заграничный паспорт художника. Здесь же можно увидеть большие графические пейзажи, принадлежащие к одному из ярчайших периодов мастера — 1970 гг., когда гений художника раскрылся в полную силу, это также примерно 35 работ. Немалый интерес вызывают иллюстрации к произведению Михаила Коцюбинского «Фата Моргана». Своеобразным символом, венцом и гордостью выставки можно считать мощную, насыщенную цветом акварель «Букет цветов», последнее произведение Николая Глущенко, написанное им за несколько дней до его смерти.
В большинстве случаев искусство Николая Петровича Глущенко привычно ассоциируется с яркими живописными полотнами, а надолго запоминающиеся многочисленные пейзажи, натюрморты и ню являются украшением многих музейных и частных собраний десятков стран мира. Однако графические произведения мастера, несмотря на то, что они многие годы пребывали в тени его живописного творчества, заслуживают, по мнению искусствоведов, не менее лестных оценок, чем его масляная живопись, гуаши и акварели. Надо сказать, что графические листы Глущенко всегда имели не только самостоятельную художественную ценность: многие из них составили золотой фонд творческого наследия художника. Как сообщил «і» совладелец аукционного дома «Золотое сечение» Алексей Василенко, по многим качествам просто уникальная графика этого живописца по стоимости совершенно несопоставима с полотнами Глущенко. В среднем один его графический лист оценивается в пределах $7 тыс., что, по мнению господина Василенко, достаточно высоко для подобных работ.
Особую изюминку всей экспозиции придают особые обстоятельства, при которых Глущенко жил и творил за рубежом. Тот факт, что маститый украинский живописец и график, удостоившийся высоких званий народного художника СССР и лауреата Государственной премии имени Тараса Шевченко, целых полтора десятка лет, предшествовавших началу Второй мировой войны, был не только художником, но и советским шпионом «Яремой», опередившим Рихарда Зорге в своем предупреждении Сталина о дате нападения фашистской Германии на СССР, получил огласку сравнительно недавно. Собственно, при жизни Николая Глущенко о его работе в разведке никто из знакомых и коллег по творчеству даже и не догадывался.
Таким образом, графика Николая Глущенко, созданная им, начиная с 1930-х гг., окружена чрезвычайно загадочным ореолом и интригующими обстоятельствами. На нынешней киевской выставке могли бы быть представлены и портретные зарисовки, выполненные художником во время судебного процесса над убийцей Симона Петлюры Самуилом Шварцбардом. Считается, что эта работа была проведена по заданию советского Центра, которому зачем-то понадобились изображения Шварцбарда и его адвоката Торреса. Кроме того, по указанию Сталина Глущенко выполнял заказы советского посольства во Франции, в частности, рисовал портреты Ромена Роллана, Анри Барбюса и других известных представителей французской интеллигенции.
Если верить словам некоторых искусствоведов, близко знавших Глущенко, то в 1920 гг. во время учебы в Берлинской высшей школе изобразительного искусства у него якобы пару раз брал уроки рисования сам будущий фюрер Адольф Гитлер; по крайней мере, достоверно известно, что оба они учились у австрийского профессора Ашбе. Однако документальных подтверждений этому в архивах не обнаружено. Зато абсолютно достоверен другой эпизод из жизни Глущенко. В последний день работы советской выставки в Берлине, куратором которой был Глущенко, ее посетило высшее руководство Рейха во главе с министром иностранных дел Иоахимом фон Риббентропом. От имени фюрера он поблагодарил всех за хорошую организацию работы, некоторых наградил грамотами и ценными подарками, а затем, обращаясь к Глущенко, сказал, что Гитлер высоко ценит его талант и считает одним из лучших пейзажистов Европы и на память о пребывании в Берлине дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками. После возвращения в Москву Глущенко передал этот альбом руководству советской разведки. Вскоре с альбомом пожелал ознакомиться Иосиф Сталин, а рисунки Гитлера вернулись к Николаю Глущенко только через полтора года. Он хранил их всю жизнь, а в 1977 г., после смерти художника, его жена, по свидетельству Семена Резникова — коллекционера и близкого друга семьи Глущенко, якобы отдала альбом «для ознакомления» в Министерство культуры Украины. Затем им вроде бы интересовался кто-то из руководства Совмина. Во всяком случае, до наших дней дошла лишь копия одной акварели Гитлера из всего альбома, по некоторым экспертным оценкам, обладающего стоимостью не менее $1 млн.