«Золотое сечение» увеличило количество популярных лотов
В Центре современного искусства «М17» проходит выставка «Украинское, русское искусство XIX-XXI вв.», предваряющая одноименную распродажу аукционного дома «Золотое сечение», которая состоится в субботу 25 сентября. По сравнению с подобным аукционом, организованным «Золотым сечением» в апреле текущего года, двенадцатые торги выглядят более внушительно. Весной общее количество выставленных лотов достигло отметки в 157 произведений, а самыми дорогими работами с предельными эстимейтами в $120 тыс. и $100 тыс. соответственно стала «Владимирская горка» Николая Глущенко и «Трудовой город» Виктора Зарецкого. Для сентябрьской распродажи «Украинское, русское искусство XIX-XXI вв.» собрали уже 172 лота, причем фаворитом здесь идет знаковое полотно Николая Глущенко «Чайки», оцененное в $120-150 тыс. Эта картина стала для классика украинской живописи одной из самых любимых, а ее сюжет проходит лейтмотивом во многих живописных работах Глущенко. Другим важным лотом является впечатляющий холст кисти Сергея Шишко «Зима», заслуживший предварительную оценку в $60-70 тыс.
Еще одной примечательной особенностью, ярко свидетельствующей о прогрессе «Золотого сечения», стало изменение «места встречи». До недавних пор аукционный дом проводил свои мероприятия в галерее «Лавра», а теперь одновременно с расширением поля деятельности еще и значительно «омолодился», перенеся свою активность под крышу ЦСИ «М17», где раньше размещался Французский культурный центр. По словам Руслана Тарабукина, директора и соучредителя «М17», это название родилось после достаточно долгого «вынашивания», и в результате новый центр получил странноватое шифрованное имя, в котором символически сплелись многие понятия. «Если вы знаете, в советское время существовал такой самолет-разведчик «М-17», а что такое галерея авангардного искусства, как не пионер, разведчик в современном художественном мире?— спрашивает и объясняет господин Тарабукин.— Кроме того, мне понравилась символика, зашифрованная в этой строгой минималистской аббревиатуре, где «М» — это молодость, а 17 лет — это пора взросления. Кроме того, в этом названии есть «двойное дно», но это очень личное, интимное, что я не хочу выносить на публику, но оно, надеюсь, будет сопутствовать успеху нашей галереи».
Как и в апреле, так и ныне, на торги предлагаются «проверенные в бою» работы таких мастеров как Валентина Цветкова, Мария Примаченко, Виктор Зарецкий, Виктор Ладейщиков, Татьяна Яблонская, Сергей Шишко, Иосиф Бокшай и ряда других художников, заслуживших широкую популярность у коллекционеров. Кстати, на открытии в кулуарах предаукционной выставки ходили слухи, что предварительно глущенковские «Чайки» устроители хотели предложить с верхней планкой эстимейта в $170-200 тыс., но затем от такой комбинации, похожей на авантюру, решили отказаться. Известно, что на «Золотом сечении» Николай Глущенко однажды установил наивысший для этого аукционного дома ценовой рекорд с картиной «Зловещее море» ($150 тыс.), а вот побьют ли его «Чайки», предсказывать никто не берется. Более того, в комментарии «i» искусствовед и директор «Золотого сечения» Михаил Василенко отметил, что продажа «Чаек» хотя бы в пределах заявленного эстимейта была бы настоящим успехом. «Сегодня украинский арт-рынок переживает не лучшие времена, и наша сегодняшняя цель — поднять интерес и стимулировать рынок высокими продажами, поэтому на этом аукционе будут выставлены топовые работы, которые было практически невозможно купить даже до кризиса,— отметил господин Василенко.— По нашему мнению, практически каждая из работ, представленных на аукционе, заслуживает особого внимания коллекционеров. Кто-то предпочтёт редчайшие работы Николая Глущенко и Николая Максименко, а кто-то бросит взор на работы уже известных в мире — Теофила Фраермана, Сергея Милорадовича или Ивана Труша. В любом случае сегодня покупка работ такого высокого класса является самой выгодной инвестицией, потому что серьезный подъем арт-рынка уже должен произойти в 2011 г. Я уверен, что если бы власти выделяли определенные суммы для музеев на пополнение их собраний, то они приобретали бы здесь немало шедевров».
Действительно, предстоящий аукцион даст возможность приобрести и «Весенний натюрморт» Николая Максименко (эстимейт $20-25 тыс.), и эротическую «Весну» Виктора Зарецкого ($25-30 тыс.), и суровую «Исповедь» Сергея Милорадовича ($15-20 тыс.). Без всякого сомнения, легко уйдут работы Валентины Цветковой, будь то ее «Хризантемы» ($15-20 тыс.) или другие натюрморты и пейзажи. Очевидно, найдут своих новых хозяев произведения Романа Сельского, Ивана Ижакевича, Самуила Кручакова, Петра Столяренко и других авторов.
Несмотря на все достоинства экспозиции, необходимо отметить, что подборка живописных работ, выставляемых на сентябрьские торги, все же тематически достаточно однообразна, довольно скучновата, хотя и оценка проходных лотов в среднем не превышает щадящие $3-6 тыс. Изюминок маловато, и наряду с действительно очень хорошими вещами здесь слишком много замшелых реликтовых «динозавров» эпохи бурного расцвета социалистического реализма. Видно, что наши аукционные дома день ото дня испытывают все большие трудности в процессе поиска «зерен» и отделения их от «плевел». Присутствует явный перебор унылых пейзажей, как то однообразных ваз с цветами, академических архитектурных зарисовок, примитивных бытовых сценок и тому подобного. В этом ряду уже кажется отдушиной огромное парадное полотно «Лыжницы», в духе своего времени изображающее строительниц коммунистического будущего. Правда, это творение Людмилы Семыкиной, оцененное организаторами всего в $15-20 тыс., — просто находка для собирателя специфического ретро.