На Конана выросла цена
Работа американского художника Фрэнка Фразетты «Конан Разрушитель», проданная частному коллекционеру за $1,5 млн., имя которого не разглашается, установила новый рекорд на произведения в жанре фэнтези.
«Конан Разрушитель» Фрэнка Фразетты побил рекорд, установленный иллюстрацией этого же художника: обложка книги Роберта Говарда «Конан Завоеватель» ранее была куплена за $1 млн.
На продажу картину выставил семейный фонд наследников художника, а его управляющие назвали эту цену наивысшей, которую когда-либо удавалось выручить за работы Фразетты. Таким образом, имя и творчество патриарха жанра фэнтези, ушедшего из жизни 10 мая этого года в возрасте 82 лет, художественные достоинства которого долгое время ставились под сомнение, получило право занять почетное место среди мастеров современной живописи.
Высокой художественной оценки своих трудов Фрэнк Фразетта добился на склоне лет, когда его произведения стали пользоваться устойчивым спросом у коллекционеров — почитателей жанра фэнтези. Считается, что старт росту стоимости на работы американского итальянца дал Джим Гальперин, один из основателей аукционного дома Heritage Auction Galleries, приобретя оригинальную иллюстрацию Фрэнка Фразетты, напечатанную в 1955 г. в журнале комиксов Weird Science-Fantasy. Тогда эта работа была продана за $380 тыс. — рекорд продаж для иллюстраций в американских комиксах.
Первой, по настоящему серьезной авторской работой стал его комикс «Тунда» с главным героем, напоминающим Тарзана. Затем, уже в 1963 г., когда издательство Ace Books задумало переиздать знаменитый сериал Эдгара Райса Берроуза, в качестве иллюстратора было решено пригласить именно Фразетту. За громким успехом этого издательского проекта последовало создание обложек к романам о Конане в издательстве Lancer, а также «марсианского» цикла Берроуза в издательстве Doubleday. Неудивительно, что в период 1960-1970 гг. он стал признанным королем книжных обложек и одним из самых высокооплачиваемых художников книги.
Сегодня Фразетта считается одним из ключевых представителей жанра фэнтези в изобразительном искусстве, создателем канонического образа Конана Варвара, хотя этого персонажа еще в 1932 г. придумал писатель Роберт Говард. В мире рок-музыки он прославился кавер-дизайном ряда знаковых альбомов.
«Его часто упрекали в примитивности сюжетов и изображения, преувеличенной сексуальности и, одновременно, маскулинности как мужских, так и женских образов,— говорит британский искусствовед Ричард Блейк.— Но сам художник всегда верил в свою звезду, парируя в ответ, что современные люди погрязли в прагматизме и забыли о мудрости вымысла». Другой критик, немец Руди Борнвальд, отказывал Фразетте не только в образности, но и в эротичности. «Посмотрите на это мясо, столь ярко и тщательно выписанное больным воображением? Неужели вас способны увлечь женщины-воительницы — эти качки, изуродованные железом, с силиконовыми прелестями?»,— так характеризовал он достоинства картин.
Тем не менее Фрэнк Фразетта создавал сказочный мир со своими героями, совершенно не заботясь, насколько они соответствовали реальности и канонам первоначальных книжных текстов. По его признанию, он не прочел ни одной книги, к которым создавал столь яркие и мастерские иллюстрации. «Я рисовал свое внутренне представление об этих героях. И мне плевать, что об этом думают. Во всяком случае покупатели этих книг на мои картинки не жаловались, да и вообще, не следует судить о книге по ее обложке!»,— делился Фразетта в своих откровениях.