В Центре современного искусства М-17 с 23 по 29 октября можно ознакомиться с коллекцией первого в Украине аукциона «Дизайн»
Предметный дизайн, арт-объекты и интерьерные инсталляции демонстрируют хронологию развития этого, как выяснилось, не такого уж молодого явления в Украине — с конца XIX столетия до наших дней.
Представлены предметы всемирно известных дизайнеров (Петер Беренс, Йозеф Гоффман, Эдуардо Луиджи Паолоцци), есть ар-деко, авангард и винтаж, есть авторская керамика украинских мастеров (Левкив, Зарецкий, Шевченко, Бокотей), есть современные и успешные украинские дизайнеры — Владимир Бондаренко, Юрий Ринтовт, Валерий и Катерина Кузнецовы, Павел Гудимов, Сергей Махно и другие.
«Нам удалось показать, что у нас есть настоящий украинский дизайн. К сожалению, в массовом сознании очень сильны штампы. Дизайн должен быть итальянским, вино —французским, порядок — немецким… Вы даже не представляете, сколько раз мне приходилось доказывать, что Владимир Бондаренко — украинский дизайнер. Вы ошибаетесь, убеждали меня, этого не может быть, ведь у него есть мастерские в Москве и Милане»,— поделился впечатлениями с «і» художник и издатель Владимир Хоменко.
Особенно публике нравились именно утилитарные вещи — светильники, мебель. Безусловно, чемпионом по однозначности применения был кожаный унитаз Николая Соколовского. Харьковский дизайнер объяснял возникновение своей любви к коже: «Я — промышленный дизайнер, и чего только не делал — от фильмоскопа до автоматизированных линий. Но потом развалился Союз, я вернулся в Харьков, разработал для одного института всю линейку — от логотипа до печатной продукции. А они расплатились со мной кожей. Жить-то надо. Я порезал ее на ремни, и где только они не реализовывались. Сейчас могу из кожи сделать все что душе угодно. Этот унитаз — не декорация, не просто элемент дизайна. Хотя именно за дизайн он собрал огромное количество премий, демонстрировался в Милане, Эссене, Франкфурте. Только в Украине благополучно действуют несколько его вариаций — в Харькове и Одессе».
Кроме работ украинских дизайнеров, достаточно широко представлены эксперименты с жизненным пространством известных художников — Ильи Чичкана, Кирилла Проценко, Назара Билыка, Тараса Ковача. «Нашей целью был именно дизайн. Но если современные художники создают интересные интерьерные работы, почему бы их не показать? — объяснял Михаил Василенко, совладелец аукционного дома «Золотое сечение».— Вот этот светильник Ильи Чичкана — курочка, несущая золотые яйца — тому яркий пример».
Победитель Всеукраинской триеннале графики Тарас Ковач полгода назад, на своей первой персональной выставке в галерее «Тадзио», признавался, что его не привлекает книжная графика: «Мечтаю поработать над чьим-нибудь интерьером». Для предстоящего 30 октября аукциона он напечатал еще один вариант своих «Шпалер для Сошенко» — офортов с сюжетами из жизни общежития аспирантов академии искусств, и надеется, что они органично будут смотреться на чьих-нибудь стенах.
У скульптора Назара Билыка опыт оформления помещений есть: «Работа над конкретным интерьером — вместе с архитектором и собственно заказчиком, и создание личных произведений — разные вещи. Основное отличие — в степени свободы. Да, дизайн чаще подчиняется чьей-то идее. Наверное, поэтому некоторые художники стараются избегать даже самого слова «дизайн». Интересно, что на этот аукцион организаторы отобрали работу Билыка из стекла «Пробуждение». Утилитарного применения у нее нет, это «чистая» скульптура. Хотя на весеннем Скульптурном салоне в Украинском доме явно читалась готовность ваятелей творить для дизайна. Уж очень много в экспозиции было светильников, скамеечек, часов, а то и просто настольных письменных приборов.