На торгах Looking Closely: A Private Collection («Частная коллекция крупным планом») аукционного дома Sotheby’s, состоявшихся в Лондоне 10 февраля, организаторы подчистую распродали все 60 лотов за 93,5 млн. фунтов стерлингов ($150,5 млн.), причем по ценам, вдвое или втрое превысившим эстимейты, что случается крайне редко
Благодаря продаже картины Сальвадора Дали «Поль Элюар» удалось достичь нового ценового рекорда на произведения сюрреалистов. Портрет Элюара, поэта-сюрреалиста, написанный Дали в 1929 г., при эстимейте от 3,5 до 5 млн. фунтов стерлингов ушел за 13,5 млн. Элюар изображен окруженным замысловатыми символами, отчасти навеянными образным рядом его стихотворений, а скорее порожденными буйной фантазией самого Дали. Однако самой дорогой покупкой на этом аукционе, как и предполагалось, стал небольшой триптих «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» 1964 г., принадлежащий кисти британского художника Фрэнсиса Бэкона и проданный за 23 млн. фунтов стерлингов (эстимейт 7-9 млн. фунтов).
Более чем убедительное превышение «Полем Элюаром» предварительной оценки подтвердило очевидность нынешнего высокого спроса на лучшие работы сюрреалистов. Успех Дали вдохновил аукционеров Sotheby’s на новые «подвиги» в том же духе. «Теперь на предстоящих аукционах мы предложим на продажу еще больше работ Дали»,— поспешил заявить сразу после торгов Тобиас Мейер, глава департамента современного искусства Sotheby’s. Примечательно, что в то время как произведения Сальвадора Дали, размноженные на миллионах открыток и плакатов, должны бы давно набить оскомину, практика показывает, что подлинники этих работ пользуются большим спросом.
В свою очередь работы Фрэнсиса Бэкона, самого дорогого британского художника на распродажах последних двух лет, вообще стали большой редкостью. В мае 2008 г., когда мировой арт-рынок достиг пика, Роман Абрамович заплатил на Sotheby’s в Нью-Йорке рекордную цену в $86,3 млн. за похожий триптих 1976 г. Нынешним покупателем Бэкона стал кельнский дилер Алекс Лахманн, известный тем, что совершает сделки по поручению своих российских клиентов.
Интересно, что на торгах Looking Closely: A Private Collection основное внимание в разных вариантах, но так или иначе было привлечено двумя именами — Фрэнсисом Бэконом и Люсьеном Фрейдом. Миниатюрный автопортрет последнего, выполненный Фрейдом маслом на меди, куплен коллекционером из США, пожелавшим остаться неизвестным, за 3,3 млн. фунтов стерлингов при предварительной оценке в 800 тысяч фунтов. Важно знать, что в марте 1992 г. эта работа была приобретена на Sotheby’s всего за 88 тыс. фунтов.
Но вот что самое парадоксальное. Полотно немецкого художника-абстракциониста Вольса (Альфреда Отто Вольфганга Шульце), написанное им в 1946–1947 гг., будучи приобретенным за рекордные 2,6 млн. фунтов стерлингов при скромной предварительной оценке в 100-150 тыс. фунтов, совершенно неожиданно стало абсолютным лидером по преодолению планок эстимейтов.