В рамках вечерних торгов аукционного дома Christie’s «Искусство старых мастеров и британская живопись», которые пройдут 3 июля, вниманию коллекционеров будет предложена работа кисти выдающегося английского художника Джона Констебля «Плотина», предварительно оцененная в 20-25 млн. фунтов стерлингов
Полотно относится к одной из наиболее прославленных серий масштабных картин Констебля, также включающей в себя знаменитый пейзаж под названием «Телега для сена», который на сегодняшний день входит в собрание Национальной галереи Лондона. Из шести полотен серии «Плотина» является единственным, до сих пор находящимся в частной коллекции. Изначально картина была напрямую приобретена у художника известным коллекционером Джеймсом Моррисоном непосредственно на выставке в Королевской академии художеств. Впоследствии полотно переходило по наследству потомкам Моррисона вплоть до 1990 г., когда его купили на аукционе барон и баронесса Тиссен-Борнемис. Тогда картина ушла с молотка за 10,8 млн. фунтов стерлингов, став на тот момент самым дорогим произведением английской живописи в истории торгов. Этот рекорд «Плотина» удерживала за собой на протяжении 16 лет.
«Сам факт выставления данного полотна на торги, без сомнения, станет одним из знаковых событий для всего международного арт-рынка и, в частности, для сегмента произведений британской школы,— отметил Алексей Ашот, специалист департамента «Искусства старых мастеров и британской живописи» Christie’s.— И я уверен в том, что этот шедевр привлечет пристальное внимание как представителей крупнейших музеев, так и частных коллекционеров со всего мира».
По его мнению, в 1824 г. Джон Констебль изменил ход истории британской живописи, ценившейся в то время весьма невысоко. Ее считали слишком провинциальной и посредственной. Такое мнение в мировом сообществе было пересмотрено лишь после того, как одно из полотен, относящихся к серии из шести масштабных работ молодого художника (сам Констебль называл их «шестифутовыми»), было выставлено в рамках престижного парижского Салона наряду с творениями таких признанных мастеров, как Шарден, Буше, Грез, Фрагонар, Давид, Энгр и Жерико. «Это событие стало настоящей революцией в искусстве. Картину Констебля хвалили критики, в то время как сам художник был удостоен редчайшей для иностранца чести — он получил золотую медаль Салона из рук самого короля Франции Карла Х,— подчеркнул Алексей Ашот.— После этого во французской живописи началась волна повального подражания живописи Констебля и настоящей «англомании», впоследствии нашедшей отражение даже в мужской моде. Парижские коллекционеры и французские музеи, считавшиеся в то время признанными экспертами в области искусства, нарасхват приобретали картины Констебля. Под влиянием его творчества родился целый ряд течений французской и мировой живописи. Можно даже предположить, что без «шестифутовых» картин Констебля не было бы ни Барбизонской школы пейзажа, ни импрессионизма, ни многочисленных постимпрессионистических течений, как во Франции, так и за рубежом». По словам господина Ашота, даже в России движение передвижников и пейзажное искусство Левитана, Репина и их современников носило бы совершенно иной характер, лишенный влияния Барбизонской школы и, соответственно, Джона Констебля. Роль «шестифутовых» работ Констебля настолько значима для истории развития искусства, что все они, за исключением «Плотины», на сегодняшний день находятся в музейных собраниях.
Интересно, что сам Джон Констебль оценил качество своего живописного труда без ложной скромности. «Сейчас на моем мольберте стоит «Плотина»… Картина выглядит превосходно, краски отливают серебром, я чувствую дуновение ветра. Она дышит здоровьем и олицетворяет собой антитезу застоя. Мне кажется, что она прекрасно удалась всего за год»,— писал он в одном из писем того периода. А в номере газеты Morning Post от 13 апреля 1824 г. поместили яркую рецензию на выставку в Королевской академии художеств в Лондоне, в которой, в частности, говорится: «Для настоящей выставки господин Констебль написал пейзаж, чье композиционное совершенство, глубина красок и свежесть цвета превосходят многие из его творений».
В целом на вечерние торги Christie’s «Искусство старых мастеров и британская живопись» 3 июля организаторы выставят 64 лота. В их числе немало подлинных шедевров музейного уровня, отражающих 700-летнюю историю европейского изобразительного искусства. Среди них, прежде всего, следует отметить «Поясной портрет мужчины в нагруднике и шляпе» кисти Рембрандта Харменса ванн Рейна, из собрания коллекционеров Питера и Ольги Дреесманн. Холст, выставляемый на продажу впервые за 40 лет, получил предварительную оценку в 8-12 млн. фунтов стерлингов. К числу топ-лотов предстоящих торгов, также предлагаемых на торги из коллекции Дреесманн, относятся полотно Виллема ван де Вельде «Корабли во время штиля» (эстимейт 2,5-3,5 млн. фунтов стерлингов), работа Адриена Курте «Спаржа и красная смородина на постаменте» (1,4-2 млн. фунтов стерлингов), а также «Натюрморт с цветами, раковинами и насекомыми на каменной плите» Бальтазара ван дер Аста (эстимейт от 900 тыс. до 1,2 млн. фунтов стерлингов). «Выставить на продажу работы из коллекции Питера и Ольги Дреесманн для нас большая честь,— отмечает Ричард Найт, глава международного департамента Christie’s «Старые мастера и живопись XIX века».— Это собрание представляет собой подборку лучших образцов золотого века голландской живописи».
К числу других замечательных топ-лотов можно смело отнести работу выдающегося британского живописца Джозефа Маллорда Вильяма Тейлора, хотя его произведение — «Вид на Монблан из Форт Рош, Валь д’Аоста» — отмечено достаточно скромным эстимейтом в 1-1,5 млн. фунтов стерлингов. Любопытно, что в то же время картина этого мастера «Современный Рим — Кампо Ваччино» 1839 г., купленная на аукционе Sotheby’s неизвестным коллекционером за $45 млн. при эстимейте в $12 млн., стала, таким образом, предпоследней в десятке самых дорогих живописных произведений в мире. По всей видимости, ценителей старинной европейской живописи привлекут на торгах и отличные произведения Иоахима Антониша, Хуана Зурбарана и Пиетро Лоренцетти.