Аукционный дом Christie’s объявил о проведении 29 ноября обширных русских торгов, в рамках которых вниманию коллекционеров будет представлено более 500 лотов, среди которых — живописные полотна, произведения декоративно-прикладного искусства и уникальные предметы мебели
Бесспорной жемчужиной будущего аукциона Christie’s является выдающаяся секция из четырех картин, написанных Петром Кончаловским, предоставленных напрямую из коллекции потомков художника. Топ-лот группы — это ранее никогда не появлявшееся на рынке редкое полотно 1908 г. под названием «Версаль. Аллея» (эстимейт 800 тыс.-1,2 млн. фунтов стерлингов). Прижизненная популярность Кончаловского, который считался одним из самых ярких художников своего времени, впоследствии нисколько не уменьшилась. Известно, что в 2002 г. этот холст выставлялся в рамках выставки «Неизвестный Кончаловский», проходившей в Государственном музее изобразительных искусств им. Александра Пушкина. Картина «Версаль. Аллея» была написана художником во время его поездки в Арль, некогда вдохновлявший Винсента Ван Гога. Его очевидное влияние на Кончаловского прослеживается в самой композиции пейзажа, наполненного силой и светом. Цветовая палитра картины с богатыми лиловыми и охряными оттенками также отсылает нас к полотнам Ван Гога, равно как и выразительные, экспрессивные мазки.
В каталог грядущих торгов также вошли два поздних творения художника — «Натюрморт. Апельсины и редиска. Кисловодск», созданный в 1934 г. (эстимейт 350-450 тыс. фунтов) и «Натюрморт. Табачные листья» 1931 г. (эстимейт 100-200 тыс. фунтов). Четвертая из выставляемых на торги его работ, один из первых импрессионистских экспериментов художника «Садик под Римом. Персики в цвету» (1904 г.) — получил предварительную оценку в 200-300 тыс. фунтов стерлингов.
Перечень топ-лотов аукциона украсила картина «Девушка в белом, сидящая в саду» кисти Константина Коровина, представляющая собой превосходный пример игры красок и света, характерный для зрелого периода творчества художника (эстимейт 800 тыс.-1,2 млн. фунтов стерлингов). К 1915 г., когда эта работа была создана, Коровин отказался от монохромной палитры в пользу более смелых цветов, которые, по его собственному мнению, выражали «само дыхание природы». Несмотря на то что доподлинно неизвестно, где именно было написано данное полотно, его композиционное решение сходно с работами, созданными художником во время проведения летних месяцев в Гурзуфе с 1910-го по 1917 г. Полотно «Девушка в белом, сидящая в саду» так же, как и еще одна работа Коровина — «В студии художника» (эстимейт 300-500 тыс. фунтов), обладают одинаковым провенансом. Обе картины были приобретены непосредственно у художника Семеном Белицем, который в 1978 г. продал их настоящему владельцу. Кстати, эта картина публично не выставлялась на протяжении последних 30 лет; о ее существовании знали лишь немногие искусствоведы.
Интересно, что в 1892 г. Коровин переехал в Париж, где и прожил следующие два года. Настоящая работа отображает настроение художника того времени. Сам Коровин изображен в студии, которую он называл «спасением от мира подлости, зла и несправедливости».
Крупным событием для мирового арт-рынка считается появление на торгах Christie’s работы Ивана Айвазовского «Великая пирамида в Гизе», созданной в 1878 г. (эстимейт 300-500 тыс. фунтов стерлингов). Величайший маринист предстает в необычной ипостаси певца уже не морской стихии, а просторов пустыни. Композиционным центром картины стала вершина пирамиды, купающаяся в облаках света, в то время как на заднем фоне загадочно поблескивают воды Нила.
Превосходный образец художественного репортажа — картина Александра Яковлева «Ауа, женщина племени банда» — одно из знаковых произведений художника, выполненных им во время экспедиции «Черный рейс» (эстимейт 750-950 тыс. фунтов стерлингов). В январе 1925 г. участники экспедиции по Африке, организованной французской автомобильной фирмой «Ситроен», достигли города Ялинга, где и была написана настоящая картина. Этот стилизованный портрет раскрывает страсть художника к точнейшему отражению этнографических деталей, сочетающихся с непревзойденной чувственностью и человечностью. Одна из жемчужин, созданных Яковлевым в ходе «Черного рейса», эта картина долгое время находилась в частной коллекции инициатора экспедиции Жоржа Мари Хаардта и не выставлялась на торги уже более 40 лет.
Кроме этих шедевров, пристальный интерес вызывают выставленный на торги пейзаж Исаака Левитана «У кромки воды» (эстимейт 300-500 тыс. фунтов) и полотно «Парусная шлюпка на фоне кубистического пейзажа», написанное Борисом Григорьевым в начале 1920-х во французской Бретани (эстимейт 250-350 тыс. фунтов).