Досуг

«Человек-невидимка» доказал свою реальность

Выручка от распродажи произведений современного искусства, проведенной аукционным домом Sotheby’s 15 февраля в Лондоне, достигла $71,7 млн. Топ-лотом торгов стало полотно немецкого художника Герхарда Рихтера «Абстрактная картина», проданное за $11,63 млн.

Одним из самых парадоксальных лотов стали сто килограммов подсолнечных семечек, выполненных из фарфора. Символическая скульптура, представляющая собой часть инсталляции китайского художника Ай Вэйвэя, выполнена вручную. Титанический труд был по достоинству оценен одним из коллекционеров, купившим семечки за $563,8 тыс. Получается, что каждое китайское зернышко обошлось покупателю в $5,6. Одной из неожиданностей торгов стала также рекордная продажа за $4,9 млн. скульптуры испанского художника Хуана Муньоса «Беседа», при верхней границе предварительной оценки в $1,2 млн.

Однако особо примечательным стал высокий интерес к холсту Герхарда Рихтера, датированному 1990 г. Уплаченная за него сумма в $11,63 млн. не намного превысила верхнюю планку эстимейта, но, по сути, убедительно подтвердила статус Рихтера как самого дорогого из ныне живущих немецких художников. Этого разностороннего мастера, которому подвластны живопись, скульптура, фотоколлажи, инсталляции и другие изобразительные техники, наряду с Зигмаром Польке и Георгом Базелицем эксперты относят к самым известным в мире современным немецким художникам.

О Герхарде Рихтере заговорили уже после первой выставки его работ в 1963 г. Вызванный им интерес еще более впечатляет, если принять во внимание даже не эклектичность, приписываемую ему, а полную несхожесть и противоположность стилей, демонстрируемых им в разных произведениях. «Искусствоведы, анализирующие его творчество, постоянно сталкиваются с невероятно сложной задачей трактовки его изобразительных методов,— считает британский эксперт Брайан Гилфорд.— Кроме того, Рихтер способен поставить в тупик прямолинейно мыслящих специалистов, привыкших к узнаваемому оригинальному почерку того или иного мастера. В этом смысле немецкий живописец абсолютно непредсказуем».

В одних работах, как, например, «Эмма» (1966 г.) он предстает чистой воды фотореалистом. А вот проданная ныне работа «Абстрактная картина» — классическое абстрактное полотно, не имеющее ничего общего с предыдущим. Получается, что Герхард Рихтер столь же неуловим, как человек-невидимка. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению,— утверждал он в самом начале карьеры.— У меня нет ни программы, ни стиля, ни курса следования».

Этого мастера безуспешно пытались затиснуть в традиционные рамки. Не получилось. Наоборот, странное «разностильное» искусство Рихтера привлекло ажиотажное внимание, ведь все непонятное хоть и пугает, но все же притягивает к себе.

minakov
Share
Published by
minakov