Сегодня в широкий украинский прокат выходит экранизация «Шпионского романа» Бориса Акунина — комиксовый боевик «Шпион». Главная изюминка картины — режиссер-постановщик Алексей Адрианов (ученик Владимира Хотиненко) предложил снять фильм в оригинальной стилистике дизель-панка и таким образом вдохнул новую жизнь в проект, съемки которого растянулись на долгие пять лет
Фильм снят по мотивам книги «Шпионский роман» Бориса Акунина, в которой писатель предложил свою альтернативную версию начала Второй мировой войны. Неготовность к нападению и началу войны писатель объясняет успешной операцией Абвера по дезинформации советского руководства. Все попытки отечественных разведчиков предупредить Сталина о планирующемся нападении на СССР ни к чему не приводят и оборачиваются трагедией для них самих. «Прочитал все версии относительно загадки 22 июня, но внятного ответа я не получил ни от кого. В предположения Суворова о том, что Гитлер нанес превентивный удар, я не верю по сугубо частным причинам. Мой отец в июне 1941 служил на границе, и у них в полку не было почти командиров, их всех отпустили в отпуска. Я не верю, что накануне войны отпустили бы в отпуск всех командиров,— рассказал на российской премьере картины Борис Акунин. — Я стал смотреть на факты и постарался забыть домыслы, поэтому я придумал такую версию, которая хоть мало-мальски могла бы это объяснить».
Пожалуй, главная заслуга режиссера-дебютанта Алексея Адрианова в том, какую форму и стилистику он избрал для экранизации книги, превратив все происходящее в романе в настоящую фантасмагорию. Все мифы у него становятся реальностью, а на первый взгляд вполне реальные вещи и события происходят в альтернативной вселенной. Зрителя сразу уведомляют, что это не историческая картина, не фильм, основанный на реальных событиях, а художественный вымысел. Для этих целей режиссер создает свой Готэм-сити, точнее Москву по сталинскому генплану 1936 г. «Москва воплощена по стилистике генплана 1936 г., это сделано намерено, чтобы показать, что история не реальна, это параллельный мир,— отметил режиссер Алексей Андрианов. — Мы попробовали сделать Москву такой, какой она была бы в случае, если б генплан состоялся, чтобы зритель сразу понимал правила игры». В кадре можно увидеть огромный Дворец советов и гигантскую статую Ленина, по городу ездят двухэтажные автобусы и оригинальные летающие аппараты. В таких реалиях вполне допустимо, что Сталина могли убить с помощью авторучки, переговоры Гитлера ведутся по скайпу, а за главными персонажами следят при помощи скрытых камер.
Избранной стилистикой отчасти и объясняется тот факт, что редкий из актеров отказал себе в удовольствии немного «переиграть». Особенно это касается Федора Бондарчука в роли Октябрьского, который, кроме всего прочего, частенько перетягивает одеяло на себя. Дуэт Октябрьского — Дорина, порой, напоминает дуэт Жеглова — Шарапова, чего как раз и опасался Акунин. Для писателя, как бы то ни было, Октябрьский далеко не положительный персонаж: «У меня в романе Октябрьский — человек умный, жесткий, эффективный и абсолютно бессердечный и безжалостный», Бондарчук же, как и в свое время Высоцкий, попытался сделать из своего персонажа положительного героя-патриота. Интересно также посмотреть на актерские работы Владимира Епифанцева, Виктории Толстогановой, Алексея Горбунова, Андрея Мерзликина и др.
Во время просмотра у «Шпиона» можно найти много общего с фильмом «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, а визуальная стилистика схожа с «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи. Однако такое сравнение авторов нисколько не разочаровывает, скорее наоборот. «Выход «Шпиона» на экраны слегка затянулся, а этот продукт тоже имеет свой срок хранения, к слову сказать. Взять картину «Шерлок Холмс», первая часть которой вышла почти одновременно с тем, как мы начали снимать, а вторая — совсем недавно. Мне невольно кажется, что нас могут обвинить в том, что мы хотели закосить под них,— отмечает оператор фильма Денис Аларкон. — Я смотрю, даже какие-то приемы могут принять как плагиат, но на самом деле это не так, мы ведь не видели фильмы Гая Ричи, когда снимали «Шпиона». Это, видимо, просто какие-то вибрации, которые существуют в мире и одновременно приходят к разным художникам».
Главным же недостатком фильма является тот факт, что снимался он по схеме «4+1» — когда снимается материал на четыре полноценные серии, а потом из него монтируется еще и фильм для кинопроката. И такой подход, к сожалению, весьма ощутим при просмотре. В экранной версии опущены многие линии и моменты, первая часть фильма несколько затянута, в ней мало действия и много разговоров. Тем не менее финальный результат у создателей картины получился увлекательным, не лишенным главного месседжа романа, который доносится без надрыва, пафоса и дидактики. «Снять фильм по роману Бориса Акунина, который удовлетворил бы всех, малореально, поскольку читатели очень любят его романы и у каждого из них свое представление о том, как должны выглядеть персонажи на экране»,— справедливо отметил Федор Бондарчук, и с этим нельзя не согласиться.