Досуг

Аукцион нетрадиционной ориентации

Bonhams выставят на аукцион работы Жана Кокто и портрет Ракель Меллер

В конце сентября аукционный дом Bonhams готовит два сюрприза для ценителей по-настоящему эксклюзивных произведений изобразительного искусства, обладающих не столько художественными достоинствами, сколько удивительной аурой их создателей, персонажей и владельцев.

На распродаже в отделении Bonhams на лондонской Найтсбридж 23 сентября с молотка пойдет уникальная коллекция рисунков, пастелей и керамики, созданной французским поэтом, кинорежиссером, драматургом и писателем Жаном Кокто (1889-1963). Все предметы, некогда бережно собранные воедино магнатом, основателем Gucci timepieces Северином Вундерманом в стенах его поместья на юге Франции, характеризуются не только безусловной оригинальностью, но и непреходящей культурно-исторической ценностью. За всю свою жизнь Кокто создал тысячи художественных произведений, а сам этот творческий процесс он называл «искусствотерапией». Немудрено, что одним из его наиболее характерных и ярких афоризмов стало высказывание: «Искусство — это не развлечение, а священнодействие».

Вундерман считается не просто одним из наибольших почитателей Жана Кокто, но и обладателем крупнейшей коллекции его работ. Ныне на торги выставят более 70 лотов, среди которых «Клоун в красной шапке» (эстимейт 5-7 тыс. фунтов стерлингов), «Натюрморт с цветами и кистями на столе» (8-12 тыс. фунтов стерлингов), дружеский шарж на Пабло Пикассо (эстимейт 3-5 тыс.), а также несколько автопортретов.

А уже через неделю, в рамках торгов Bonhams под названием «Живопись XIX века», намеченных на 29 сентября на Бонд-стрит в Лондоне, в частности, будет выставлен портрет «Красавица Ракель» кисти испанского художника Хоакина Соролла. Всего Соролла написал с Ракель Меллер два портрета. Считается, что второй — гораздо более удачный и правдивый. «Этот, более поздний вариант насыщен ощущением радости, он отражает прекрасные отношения между певицей и художником,— комментирует Чарли О’Брайен, возглавляющий в Bonhams отдел «Живопись ХIХ века».— Бравурность кисти выдает восторженное отношение автора к своей модели. Хотя портреты работы Хоакина Сороллы относительно часто появляются на аукционах, нам чрезвычайно приятно предложить вниманию коллекционеров именно такое свежее и волнующее его произведение».

На первый взгляд ничем особо не примечательная картина оценена в сумму 150-200 тыс. фунтов, однако при ближайшем знакомстве с этим полотном понимаешь, что в этом нет ничего удивительного. На портрете запечатлена не просто ставшая крайне популярной в свое время певица Ракель Меллер, начинавшая как исполнительница куплетов ради куска хлеба, но личность, названная «гением» устами самой Сары Бернар. Казалось бы, куплетистке никогда не стать серьезной певицей, однако Меллер сумела возвысить свой стиль до высокого жанра благодаря своему очарованию и харизме.

В 1919 г. в качестве актрисы она дебютировала в кино, не прекращая много и успешно гастролировать по Испании и Франции, а также сумела стать первой испанской певицей, добившейся признания в США. На пике ее заокеанской популярности 26 апреля 1926 г. журнал «Тайм» поместил ее изображение на обложку, и таким образом Ракель совершила свой прорыв на престижный глянец. Ее достижения не остались незамеченными со стороны Чарли Чаплина, поспешившего выразить свое восхищение молодым талантом. Известный ловелас безуспешно пытался привлечь Меллер ролью в фильме City Lights (1931 г.), но взамен добился всего лишь права на использование ее хита The violetera как основной музыкальной темы в картине.

Во все времена Меллер вела весьма экстравагантную и странную жизнь, а ее поступки, отличаясь противоречивостью, казались диковатыми для обычного человека. Так, однажды Ракель пытались обвинить в предательстве известной шпионки-танцовщицы Мата Хари, якобы в отместку за то, что она переспала с одним из любовников певицы.

После окончания гражданской войны в Испании Ракель Меллер продолжала наслаждаться звездной жизнью; пребывая большей частью во Франции, она дружила с Морисом Шевалье и Сарой Бернар. После непродолжительной поездки в Аргентину певица возвратилась в Барселону, в город, который уже никогда не покидала вплоть до своей кончины осенью 1962 г. Туристы, приезжающие сюда, могут посетить площадь, названную в ее честь, и увидеть памятник «Испанской деве».

minakov
Share
Published by
minakov