В столичном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» по 26 декабря развернута экспозиция третьего «Большого антикварного салона», основой которого стали шедевры православного искусства Украины
В «Мистецьком Арсенале» «Большой антикварный салон» проводится впервые. Поначалу зрителю, привыкшему к этажам, лестницам, эскалаторам и закоулкам «Украинского дома», где в 2008 г. реализовалась идея первого «Большого антикварного салона», было странно видеть, как стены огромного зала, с размещенными на них религиозными раритетами главного спецпроекта плавно «перетекают» в утилитарность ниш с экспозициями антикварных галерей. Правда, «водоразделом» двух смысловых частей салона — сакральной и светской — можно считать его центральный и самый ценный экспонат, установленный в центре на специальном помосте, — серебряный оклад киота иконы Троицко-Ильинской Божьей Матери конца XVII века. Оклад состоит из почти двух десятков позолоченных пластин с выгравированными на них библейскими сценами и декоративными узорами. Сама икона до наших дней не дожила, а вот ее громадное ценное обрамление, в этом году тщательно отреставрированное после 300-летних передряг, до Киева уже успело стать украшением выставки в «Украинском музее» Нью-Йорка.
Еще одним шедевром является икона-ставротека Войска Запорожского Низового Покровской Сечевой церкви, прибывшая в Киев в бронированном автомобиле. Ее основой является массивная овальная серебряная пластина, в центре которой вмонтирован резной кипарисовый крест. Двусторонняя икона, размещенная в деревянном позолоченном киоте, по своему исполнению абсолютно уникальна. Религиозные обряды можно совершать не только индивидуально, напротив нее, но и расположившись вокруг, как это и было принято у казаков. Еще одна святая реликвия — кованый железный крест из Никитинской Сечевой церкви. Его венчает изображение Солнца, как символ христианской православной веры запорожских казаков, а внизу помещен перевернутый, «поверженный» полумесяц, отражающий неотвратимость поражения их врагов-мусульман.
В экспозиции «Большого Антикварного салона» много деревянных распятий, предоставленных Львовской Национальной галереей искусств. Особенно впечатляет уникальное распятие с полихромной росписью XVII–XVIII веков, работы мастера Иоганна Пфистера, прославившегося в качестве одного из лучших европейских скульпторов своего времени и оставившего заметный след в украинской культуре. В его творчестве тесно переплелись черты ренессанса, маньеризма и барокко. Распятие второй половины XVIІІ века, созданное известным львовским мастером Франциском Оленским, учеником и соратником Иоганна Пинзеля, обладает характерными авторскими чертами. На скульптуре детально проработаны мельчайшие детали: от страдальческих морщин на лбу Иисуса Христа до тщательной проработки мышц, сухожилий и ран. Кроме всего этого великолепия Национальный заповедник «София Киевская» предоставил для салона фрагменты оригинальных иконостасов Андреевской церкви, сохранившиеся с XVIII века, прекрасные иконы из своего собрания выставил музей «Духовные сокровища Украины».
Отдельный зал «Мистецького Арсенала» отведен под ностальгическую экспозицию второго спецпроекта салона под названием «Киевская пейзажная живопись середины XX века», подготовленную Музеем истории Киева. В ней представлены картины художников Сергея Шишко и Александра Хвостенко-Хвостова, написанные в период 1950-1960 гг., отображающие «Киев, который мы потеряли». Примечательно, что здесь наибольшее внимание приковывают к себе все же не полотна замечательного пейзажиста Шишко, а Хвостенко-Хвостова, известного советского украинского авангардиста-конструктивиста и дизайнера, лауреата Сталинской премии второй степени 1949 г. Интересно, что в 1918-1919 гг. он учился в художественной мастерской Александры Экстер в Киеве, а начиная с 1920 г. работал над созданием театральных декораций. Однако на антикварном салоне представлены картины Хвостенко-Хвостова, где изображен совершенно сказочный Киев. Вот на пляже Труханового острова, еще не соединенным с правым берегом пешеходным мостом, загорают люди ушедшей эпохи. На другом холсте по непривычно просторному Крещатику гуляют люди, одетые согласно забытой моде тех времен.