Досуг

Американцы открывают религиозную Украину

В программе проекта «Украина — миру» — проведение в 2009-2011 гг. серии выставок украинских древностей в США

По замыслу организаторов проекта «Украина — миру», среди которых Министерство культуры и туризма Украины и Фонд международного искусства и образования США, основной целью музейного проекта должно стать: содействие диалогу культур народов разных стран, ознакомление американских граждан с ценностями национальной украинской культуры и популяризация Украины на мировой арене.

Выставка составлена из предметов сакрального искусства из собраний Киево-Печерской Успенской лавры, старейшего монастыря в Украине, и раритетами из Львовского национального музея. «Это захватывающая экспозиция,— отмечает в своей статье «Христианские образы в местном очаровании и их жизненность» журналист The New York Times Кен Джонсон,— ведь в настоящее время Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник (монастырь был переименован в 1926 г. в соответствии с атеистической политикой советской власти) содержит коллекцию, состоящую из более чем 70 тыс. уникальных экземпляров, среди которых иконы, картины, изделия из металла и вышивка».

Несмотря на свое восхищение, Кен Джонсон считает, что техника написания икон в Украине все же уступала художественному уровню, достигнутому в западном искусстве. «Украинские мастера смешивали западное и византийское, используя знания, приобретенные у немецких, французских и итальянских мастеров, о чем и свидетельствует данная выставка,— утверждает Джонсон.— В то же время отсутствие отделки компенсируется шармом и графическим колоритом. В целом выставка не содержит ни одной работы, которая принадлежала бы кисти известного художника, в них также нет академической техники, что усиливает впечатление, будто все иконы были выполнены в религиозных чувствах и порывах. Это не суровые христианские образы, они представлены с более доброжелательной, духовной стороны».

Тем не менее большинство икон в экспозиции — это поистине выдающиеся произведения искусства своего времени. Такова икона Воздвижение креста Господня (XVIII в.) и икона Святого Николая Чудотворца, датируемая второй половиной XVII в. Фигура святого, изображенного в золотисто-красной рясе, кажется гигантской на фоне холмов и средневековых зданий. Впечатление усиливает ярко-золотой резной цветочный узор, заменяющий небо.

На выставке представлена выдающаяся икона с изображением 118 святых, выполненная на квадратной 15-дюймовой доске (конец XVIII — начало XIX в.).

Еще одна икона XVII в., посвященная празднику Пасхи, представляет собой пейзаж из цикла «Страсти Христовы». Все фигуры, которые на ней изображены, будто бы ненастоящие, кукольные. Само действие происходит на круглой, обнесенной частоколом поляне. Вход символизирует рай на небесах, а крест, на котором распят Иисус,— древо жизни.

Иконы, которые подражают своим сюжетом и образами европейскому барокко, являются менее интересными, но одна из них, написанная в 1760-е гг., весьма впечатляет. На аркообразной доске, превышающей высоту в 7 м, изображен Архангел Михаил и его ангельская свита в сверкающих, ярко-зеленых и красных с золотом одеждах. Над ними, в ярком свечении, фигура Иисуса, над головой которого парит голубь. На самом верху иконы изображен Бог, раскрывающий объятия. Все это производит неизгладимое впечатление.

Среди прочих выставленных экспонатов присутствуют позолоченные, а также серебряные чаши и книжные переплеты; кресты с тонко выгравированными золочеными и серебряными ручками, с фрагментами, которые отображают жизнь Иисуса, а также другие святые артефакты с рельефной миниатюрной резьбой по кипарису, выполненные в начале XVIII в.,— это, можно сказать, самые виртуозные работы, представленные на выставке.

minakov
Share
Published by
minakov
Tags: иконы