Во Львове во второй раз прошел Международный джазовый фестиваль Alfa Jazz Fest. На этот раз впечатляющий состав музыкантов-участников организаторы музыкального форума подкрепили внеконцертными программами, создавая новые традиции и атмосферу своему детищу
Первый Alfa Jazz Fest, прошедший во Львове ровно год назад, порадовал меломанов не только мощной музыкальной программой, но и соответствующим уровнем организации самого мероприятия. После впечатляющего дебюта перед фестивалем встала непростая задача не только не понизить планку, но и укорениться, создав в городе свою традицию. Превратить Alfa Jazz Fest из серии концертов в настоящий фестиваль, со всеми вытекающими — главный вектор развития форума. Однако создать особую джазовую атмосферу в городе, который лихорадит в канун проведения чемпионата по футболу Евро-2012, не так-то и просто. Именно поэтому в рамках фестиваля помимо непосредственно концертов прошел мастер-класс Ришара Бона, благотворительный пробег и дружеский футбольный матч и лекция главного специалиста отдела музыки библиотеки Конгресса США Лэрри Эплбаума. Кроме того, была впервые вручена международная музыкальная премия Alfa Jazz Fest Award имени Эдди Рознера, обладателем которой стал легендарный джазовый музыкант Джон МакЛафлин.
Стоит также отметить, что с окончанием вечерних концертов на гала-сцене Alfa Jazz Fest в парке им. Богдана Хмельницкого праздник музыки не заканчивался, а перемещался на клубные площадки, где музыканты вволю джемовали, чем радовали не только себя, но и благодарную публику.
«Львову не хватает современного искусства, и вот как раз этот фестиваль и должен, по моему мнению, частично заполнить пустующую нишу,— прокомментировал Андрей Садовый, мэр Львова. — В Украине очень мало внимания уделяется эстетическому воспитанию, особенно его не хватает представителям украинского истеблишмента, этим и объясняется нынешняя ситуация в стране. Alfa Jazz Fest не только создает имидж городу, но и влияет на развитие его инфраструктуры, а также умонастроения гостей и жителей города. Здесь за чашечкой кофе под звуки джаза рождаются самые смелые и плодотворные идеи. По сравнению с Alfa Jazz Fest фестиваль в Монтре — кружок самодеятельности»,— слишком уж лихо сравнил господин Садовый. И хотя сравнивать Львов и Монтре на данный момент, по меньшей мере, некорректно, все-таки нельзя не обратить внимание на достойный уровень фестиваля, репутация которого только крепнет, причем растет не только количество гостей форума, но и его реноме среди музыкантов.
Второй Alfa Jazz Fest проходил на трех сценах. Две бесплатные для посещения площадки разместили на площади Рынок и у дворца Потоцких. С одной стороны, это оказалось вполне оправданно, звук не накладывался. С другой — находиться в двух местах одновременно (а концерты в этом году пересекались во времени, да и добраться с одного места в другое тоже отнимало определенное время) было невозможно, поэтому публике приходилось делать выбор в пользу одних или других музыкантов.
Открыл фестиваль на главной сцене квинтет джазового альт-саксофониста, обладателя премии Grammy Кенни Гарретта. Свое выступление команда начала с экспрессивных, авангардных композиций, воспринять которые оказалось под силу далеко не всем гостям фестиваля. Более же восприимчивая публика оказалась в капкане, ловила каждую ноту, каждый звук. Квинтет показал себя не только как команду блестящих музыкантов и единомышленников, но и как настоящих мастеров импровизации. Стоит признать, что не потеряться на фоне Кенни Гарретта его коллегам было не просто. Квинтет давал незначительную передышку, исполняя более ранние пьесы, но лишь для того, чтобы с новыми силами взяться за аудиторию. Такой самоотдачи музыкантов давно не приходилось наблюдать. Выступление длилось два часа и, возможно, продолжалось и дольше, если бы не вышел на сцену Алексей Коган, чтобы напомнить, что в этот вечер зрителей ожидает концерт Ришара Бона. Зажигательный микс современного джаза и африканской этномузыкальной традиции оказался как нельзя кстати в этот прохладный вечер.
Второй день фестиваля открывала обворожительная Кассандра Уилсон, объединяющая в своем творчестве джаз, блюз, кантри и элементы world music. Те, кто был знаком с творчеством певицы, не напрасно переживали, как она будет звучать на большой открытой сцене, ведь ее музыка требует более камерных и уютных площадок. Тем не менее, несмотря даже на не самый лучший звук, ее выступление оказалось одним из наиболее запоминающихся. Госпожа Уилсон обладает уникальной красоты низким голосом, с помощью которого она не поет, а рассказывает свои истории. Публике даже не нужно знать английский язык, чтобы понимать и чувствовать, о чем она поет. Настолько тонко и четко, с помощью голоса и интонаций она передает смысл. Команда же музыкантов заслуживает отдельного внимания, они каким-то непостижимым образом умудрялись не просто подчеркивать талант Кассандры, но и не теряться на ее фоне, быть единым организмом, который немыслим без каждого из участников. Слушая певицу, кажется, что этот человек находится где-то между мирами, она не здесь и не сейчас, она — проводник по человеческим тайнам. Сольные партии и импровизации Грегуара Маре на гармонике, впрочем, как и танцы босиком самой Кассандры, стали еще одной изюминкой этого вечера.
Многие гости фестиваля с нетерпением ожидали концерт легендарного гитариста Джона МакЛафлина, чье имя отмечено журналом Rolling Stone в списке «100 лучших гитаристов всех времен». Накануне своего выхода на сцену музыкант отметил: «Джаз — очень непростая музыка, но как джазовый музыкант я знаю, что это музыка XXI столетия. Это музыка освобождения, честности, искренности и спонтанности». Пожалуй, эти слова наиболее точно характеризуют его выступление во Львове. То что джаз — это не стиль музыки, а внутреннее состояние, испытал на себе каждый, кто посетил его концерт на Alfa Jazz Fest.
Выступление трио известного контрабасиста и бас-гитариста, двукратного обладателя премии Grammy Джона Патитуччи стало, пожалуй, еще одним откровением нынешнего фестиваля. Этот музыкант обладает потрясающей энергетикой, едва увидев его, появляется ощущение, что это добрый друг, с которым ты давно знаком. Но самое интересное, что Джон Патитуччи объединяет в себе двух разных музыкантов, в которых он перевоплощается, меняя контрабас на бас-гитару. С первой же композиции трио покорило и заворожило публику. Именно такого джаза не хватало в первые дни фестиваля. Стоит сказать, что гости фестиваля стоя аплодировали музыкантам и не отпустили их со сцены.
Закрывал фестиваль звезда родом из 70-х, поп-певец Джино Ваннелли. Его выступление превратилось в праздничную феерию. Кто-то из публики вспоминал молодость, кто-то — танцевал, поддавшись харизме нестареющего артиста. Здесь уже был и громкий звук (жанр обязывал), и светомузыка, и прочие «фишки», свойственные звездам эстрады. И хотя к джазу творчество господина Ваннелли имеет весьма опосредованное отношение, концерт сыграл роль красочного фейерверка в окончании праздника.