Досуг

Агнец для золотого льва

Нынешний украинский проект на Венецианской биеннале — самый масштабный за всю историю представления нашей державы на главном форуме искусства. Мозаичные панно Оксаны Мась Post-vs-Proto-Renaissancе будут демонстрироваться на двух площадках — в только что открытой после реставрации церкви Сан Фантин и на площади Сан Марко

Из EUR1,2 млн. — цены проекта — освоено около 98%. «Осталась только государственная часть — миллион гривень. Кто спонсоры? Генеральных нет, помогали очень многие. Более того, некоторые люди перечисляли деньги и даже просили не упоминать их, им просто нравилась идея проекта. Я очень благодарна за помощь всем — моей семье, моей команде. Очень легко работать, чувствуя колоссальную поддержку. Судят страну по художникам, которые любят свою страну»,— говорит Оксана Мась.

Организаторы очень гордятся тем, что Украина будет представлена не только в павильонах, но и на улицах Венеции. За право выставляться на шести площадях борются более ста стран, причем это не вопрос денег. Муниципалитет сам решает, каким проектам будут предложены открытые площадки, ведь они будут определять лицо города до ноября — в течение всей биеннале.

Украине предлагали две площади, но фрагментов, которые успели сложить, хватило только на одну. Зато нашли способ, чтобы украинскую экспозицию можно было посмотреть в любое светлое время суток, даже когда павильон закрыт: в церкви Сан Фантин установили стеклянные ворота.

Украинская экспозиция будет открыта уже 31 мая. Сейчас ее готовят к транспортировке в Италию. Готово семь фрагментов Гентского алтаря, собранных из модулей-яиц, на которых нарисованы грехи. Только один фрагмент — «Агнец» — складывали из традиционных украинских писанок. «Прежде всего, для того, чтобы сбалансировать всю мозаику, компенсировать весь тот негатив, что выплеснут на модулях. А еще не стоит забывать, что Агнец — один из символов Бога»,— поясняет Оксана Мась.

«В Венеции никогда не показывают плохих проектов. Украинцы участвуют в этой биеннале с 1924 г., и все проекты были интересными,— говорит куратор с украинской стороны Алексей Роготченко.— Сегодня все складывается в пользу Украины. И то, что нас согласился курировать и поддерживать профессор Акилле Бонито Олива, — большой успех. Это уникальный случай для украинской культуры и честь для нас всех. Четыре года назад я назвал имя человека, который, с моей точки зрения, мог завоевать «Золотого льва», и спустя полгода этот художник получил его. И главное — я и в этот раз знаю, кто получит «Золотого льва» в Венеции».

Комментарий:
Акилле Бонито Олива

Для нас, европейских интеллектуалов, Украина — хранилище, святилище европейского авангарда. Вы почти как итальянцы — народ художников, поэтов и мореплавателей. Я здесь, чтобы выразить свое глубокое уважение работам Оксаны, которые меня сразу же поразили. Как только приехал в Киев, я поехал в Софийский собор и впервые ощутил физическое воздействие работы Оксаны (панно «Взгляд в Вечность») и испытал эмоции, эстетический шок и в то же время мог констатировать, что есть спиритуалистическая, чувственная традиция в украинском искусстве и связь с историческим авангардом.

Оксана создала современное произведение, своего рода это сборочная линия — нечто коллективное. Причем эта креативность распределенная, отданная в руки несчастливых людей, в частности, яйца расписывали женщины-заключенные, такие же несчастные, как интеллектуалы. Оксана как художник — представитель тотального искусства — является продолжателем традиции великой страны.
Но все еще существует одна проблема, такая же, как у нас в Италии, — проблема красоты. Что такое красота? Красота в свое время основывалась на четких, фиксированных, объективных канонах. Она стремилась к совершенству. В то время как красота современная — она беспокойная, тревожная по своему характеру, в чем-то даже порочная и короткая, но она окончательная. Красота, как говорил Бодлер, это обещание счастья. И в этом заключается великий миф, который содержит красота.

Но как же добиться этого счастья сегодня, в то время, которое мы переживаем? Время, как мы видим, к сожалению, трудное, столкновение различных цивилизаций, фундаментализм, терроризм, время кризиса экономического и морального… Мне импонирует идея, которая идет еще от Леона Батисты Альберта, великого архитектора эпохи Возрождения, который говорил, что искусство — форма защиты для человека.

Я люблю работы Оксаны, потому что она разделяет креативную ответственность, более того, как бы передает ее всему населению и создает произведения, скажу без риторики, демократичные. Это такая демократия, к счастью, сконцентрированная в яйце, но она умножается и размножается и становится какой-то упорядоченной архитектурной структурой, возвращая идею праздничную. Оксана передает иконографию католическую средствами православной иконографии, росписи яиц, воссоздает райские сады Ван Эйка из Гентского собора, причем экстраполировав, отработав, возвращает, потому что выставляет в католической церкви. Я чувствую женское начало в плодородии Оксаниной работы.

В пасхальном яйце — католическом — всегда сюрприз. Что хорошо в случае Оксаны, сюрприз — татуаж — роспись на поверхности яйца. У каждого народа — свое яйцо. У итальянцев — колумбово. Колумб воспользовался яйцом, чтобы показать испанским королям, что земля вот такая, что вокруг нее можно путешествовать. Вот также по работам Оксаны можно плавать, путешествовать при помощи взгляда.

grishina
Share
Published by
grishina