Досуг

«Африканку» Гегамяна оценили в $40 тыс.

19 ноября аукционный дом «Дукат» проведет очередные осенние торги — «Украинская альтернатива ХХ», а до этого момента в Музее современного искусства Украины можно ознакомиться со 120 полотнами известных украинских художников, выставленными на аукцион. Топ-лотами четвертых по счету торгов стали картины «Африканка» Валерия Гегамяна и «Портрет» Маревны

Эстимейт картины «Африканка» (1980-е гг.) Валерия Гегамяна составляет $30-40 тыс. Работа на торги представлена из семейного архива. По мнению ведущего научного сотрудника Киевского национального музея русского искусства Натальи Агеевой, это одно из лучших произведений художника, которое принадлежит к серии этнографических женских образов, созданной им в 1980-х гг. «В его творчестве встречаются повторяющиеся мотивы, среди них — этнографические образы, мужчины и женщины в национальных костюмах,— комментирует картину госпожа Агеева.— Национальный колорит всегда привлекал Гегамяна своей эстетикой. В 80-е годы он работал над серией этнических женских образов, в том числе и африканских. Художником созданы четкие и лаконичные, но в то же время — величественные фигуры африканок. Монументальная картина отличается цветовой экспрессией и яркой индивидуальной манерой автора».

Валерий Гегамян прожил в Одессе 37 лет, с 1964-го по 1968 г. он возглавлял художественно-графический факультет в Одесском педагогическом институте. После смерти жены в 1997 г. художник стал полным затворником. Среди его учеников был и Александр Ройтбурд, чьи две работы также представлены на предстоящих торгах — «Ноябрь» 1986 г. и «Голова» 1998 г. ($4,5-5,5 тыс. и $6,5-8 тыс. соответственно).

Не совсем очевидно, какое отношение художница Маревна (Мария Воробьева-Стебельская) имеет к украинской альтернативе ХХ (хотя ей стихотворения, среди прочих художников, посвящал и Максимилиан Волошин), но, тем не менее, ее картина «Портрет» (эстимейт $35-40 тыс.) является вторым топ-лотом предстоящего аукциона. Стоит отметить, что работа экстравагантной художницы будет выставлена на торги впервые в истории отечественных аукционов. Мария училась в Тифлисской школе изящных искусств, потом уехала в Москву, в Строгановское училище, а затем — в «Мекку» всех художников, в Италию. В Париже, куда Маревна приехала в 1912 г., она сразу попала в легендарный «Улей» — общежитие художников, «Ля Рюш». Здесь она познакомилась с Пикассо, Хаимом Сутиным, Модильяни и Шагалом, а также будущим отцом своей дочери — Диего Риверой. Под влиянием находившегося в зените своей славы Риверы Маревна обратилась к кубизму, позднее обогатив свою манеру элементами пуантилизма. Она стала одной из самых ярких фигур парижской богемы XX в.

Позже в своем творчестве Маревна (получившая это прозвище от Максима Горького) регулярно обращалась к воспоминаниям о Монпарнасе. По словам соучредителя аукционного дома Леонида Комского, сейчас цены на картины Маревны достигают EUR200 тыс. На «Портрете», выставленном на торги, по мнению Натальи Агеевой, может быть изображен кто-то из парижского окружения художницы. В частности, черты лица напоминают хореографа Леонида Мясина или же художника Моисея Кислинга. Однако госпожа Агеева не исключает вероятности, что картина может также являться портретом любого человека из близкого круга художницы.

Предаукционная выставка «Украинская альтернатива ХХ» посвящена неформатному украинскому искусству, которое, как комментируют организаторы, творилось в прошлом веке в противовес канонам соцреализма. Наглядно в рамках экспозиции представлены работы 60-70-х гг., мастеров École de Paris и художников «Новой волны», а также некоторых современных авторов. Среди лотов аукциона — картины Валентина Хруща («Ню» — $12-15 тыс.), Анатолия Лымарева («Материнство» 1984-85 гг. — $8-10 тыс.), Александра Животкова («Работа №5» — $5,5-7 тыс.), Игоря Григорьева («Утро» 1962 г. — $10-15 тыс.), Александра Бабака («Ритуальные действия II» 1995 г. — $6-8 тыс.), Юрия Егорова («Купальщица» 1960-е гг. — $5-7 тыс.), Адольфа Федера («Большой букет в вазе» — $11-15 тыс.), Бориса Пастухова («Натюрморт» 1947 г. — $13-15 тыс.), Льва Зака («Сельский пейзаж» 1920-е гг. — $10-15 тыс.), Олега Голосия («Портрет» 1981 г. — $17-20 тыс. и «Вход-Выход» 1980-е гг. — $8,5-10 тыс.), Марко Гейко («Натюрморт» 1994 г. — $4-5 тыс.), Зои Орловой («Зайчик» 2007 г. — $2-3 тыс.). Также на торги выставлены офорт Павла Макова «Розарий. Запад» (серия «Сады» 2008-2010 гг.) — эстимейт $12-18 тыс., графический рисунок Григория Палатникова «Эротическая сцена» 1990 г. — $350-400 и др.

Помимо картины «Каравелла» из серии «Игра в кораблики» ($6-8 тыс.) Матвея Вайсберга, на торгах также будут представлены работы, созданные художником во время экспериментального мультимедийного перформанса ― совместной импровизации на тему «Сотворение» господина Вайсберга и композитора Дмитрия Pianoboy Шурова. Идея совместить современную живопись с современной музыкой принадлежит организаторам аукциона, которые считают, что это первый подобный проект в Украине, когда синтез искусств происходил в реальном времени, а зрители могли проследить за процессом. В частности, во время перформанса Дмитрий Шуров, ведомый действиями Вайсберга, на пианино исполнял музыкальные импровизации, а художник — на планшете пальцем рисовал картины, которые проецировались на стену. Каждая из работ символизировала определенный этап в творении мира Богом. Позже созданные работы были распечатаны и стали 121-м лотом аукциона.

panafidina
Share
Published by
panafidina