По словам организаторов мероприятия рекламно-продюсерского центра «Интермедиа», в 2005 г. первый фестиваль посетили пять тысяч человек. Такой успех свидетельствует о нескольких вещах. Во-первых, о несомненном интересе непосредственно к грузинскому кино, которое еще в советские времена было настоящим мифом. Во-вторых, о популярности фестивального формата в Украине как такового. Утомленный преимущественно однобоким ассортиментом кинотеатров зритель с радостью и энтузиазмом выбирается на фестивали британского, азиатского, эстонского, сербского да и просто документального кино и прочего — пойди сосчитай, сколько их всего проходит. Тот факт, что подавляющее большинство демонстрируемых на таких фестивалях лент не выходит в широкий прокат и даже не появляется на медиа-носителях, просветительский аспект таких киномарафонов трудно переоценить.
Откроет программу нынешнего фестиваля самая именитая (из современных) картина — «Прогулка в Карабах» режиссера Левана Тутберидзе. Драма о гражданской войне в Грузии начала 90-х повествует о том, как двое ребят отправились за наркотиками в Азербайджан, но по пути они сбиваются с дороги. В результате парни оказываются в эпицентре армяно-азербайджанского конфликта и поочередно попадают в плен к обеим из враждующих сторон. При этом «Прогулка в Карабах» предлагает скорее эдакую политизацию мира вместо его осмысления, а хорошо это или плохо — решит уж зритель, придя на сеанс.
Фильм выиграл «Золотую лозу», главную награду на прошлогоднем кинофестивале «Киношок» в Анапе, а также получил приз Международной академии кинокритиков на кинофестивале «Прометей» в Тбилиси. Примечательно, что титулованное кино полностью снято на частные деньги: из $900 тыс., потраченных на фильм (огромной для грузинского кинематографа суммы), ни одного государственного доллара нет. Подобная автономность в связке с критическим успехом робко намекает на то, что грузинское кино (несомненный пик которого приходился на конец 60-х — начало 80 гг.) подает первые очевидные признаки глобального выздоровления. Украинские кинематографисты, обратите, пожалуйста, внимание и сделайте соответствующие выводы.
Фильм трагически скончавшегося летом этого года Левана Закарейшвили «Тбилиси, Тбилиси», также заявленного в программе, некоторые кинокритики описали как во многом вторичный образец «типичной грузинщины с флэшбеками и черно-белыми вставками». Столь пренебрежительные ремарки, впрочем, не отменяют полученной награды за лучшую режиссуру на том же «Киношоке», участия в Каннском кинофестивале и выдвижения фильма от Грузии на соискание Оскара за лучший фильм на иностранном языке. Эта картина еще получила и приз гильдии киноведов и кинокритиков России, а также международной кинопрессы за продолжение гуманистических традиций неореализма. В «Тбилиси, Тбилиси» Леван Закарейшвили поведал о беде своего народа в прошлом десятилетии, когда профессора стали торговать маргарином, а от беженцев и беспризорников некуда деваться. Впрочем, это кино про то, что в те времена пережили люди на всем постсоветском пространстве. Возможно, столь человечный фильм о суровой действительности стоит воспринимать не с точки зрения мастерства, а на уровне эмоций и общего посыла. И воздерживаться при этом от сравнения с творчеством великих предшественников Закарейшвили. То что такое кино есть и смотрится в мире — уже само по себе в определенном роде достижение.
Найдется на фестивале настоящий подарок и для любителей классики. Ретроспективный показ кинотриптиха Тенгиза Абуладзе, состоящего из «Мольбы» (1967 г.), «Древа желания» (1977 г.) и «Покаяния» (1984 г.) — это подарок для нашего кинолюбителя столь щедрый, что даже поверить в его реальность трудно.