Досуг

Кинокатаклизмы нашего кино

Фильм Оксаны Байрак «Аврора, или Что приснилось спящей красавице» вышел одновременно в украинский и российский прокат, что уже беспрецедентно для нашего кино. Прожект широко разрекламирован и благодаря этому превратился в самый ожидаемый украинский фильм текущего года. И некоторые из ожиданий картина даже оправдывает — с большим удивлением обнаружили для себя «i».



Взаимоотношения кинематографа с историческими катаклизмами — вещь априори тонкая, требующая не только грамотного подхода, но и временного зазора между самим трагическим событием и постановкой на тему. Иначе говоря, нужно, чтобы событие достаточно остыло, чтобы режиссеры могли спокойно вернуться к нему и начать авторское вскрытие темы для зрителя. Именно поэтому голливудские студии еще в середине 70-х не хотели давать зеленый свет «Охотнику на оленей» — тема Вьетнама еще была горячей и во многом табуированной. Именно потому американцы только сейчас, пять лет спустя, взялись за художественные фильмы о событиях 11 сентября. В противном случае было бы слишком поспешно и, откровенно говоря, уж слишком цинично. Люди ведь платят за кино деньги, а грань между простым зарабатыванием на истории и увековечиванием оной в целлулоиде очень тонка.


В контексте сказанного несколько картин, снятых в Украине в 2006 г., никак нельзя назвать своевременными. «Оранжевое небо» сняли чересчур быстро, «Аврору» же приурочили только к 20-летию чернобыльской трагедии (и то — не успели к апрелю, когда фильм изначально должен был пойти в кинотеатрах). Почему столь важная веха новейшей истории страны при всей своей очевидности столь долго не использовалась — вопрос, разумеется, скорее риторический. По мотивам Чернобыля можно было снять верный хит практически в любом жанре: от политически-разоблачающего триллера или крупнобюджетного фильма-катастрофы до ужастика в духе «У холмов есть глаза» — был бы сценарий и желающие таковой запустить в производство. Но из всех возможных вариантов у нас был выбран, право, самый предсказуемый — мелодрама. И опять зрительский скепсис — как неизменный фактор, сопровождающий каждую редкую украинскую премьеру. Сможет ли справиться со столь трудоемкой задачей телевизионный режиссер Оксана Байрак? Зачем подражать России в привлечении второсортных зарубежных звезд, выписывая для «Авроры» из-за океана Эрика Робертса (актера, между прочим, даже не второго голливудского эшелона)? Сомневались, разумеется, справедливо. Но скажите спасибо и на том, что получилось в конечном итоге. Да, «Аврора» не станет каноническим фильмом о Чернобыле и уж тем более не окажется номинированной на Оскар (там со страдающим дитем есть фильм куда более убедительный — «Лабиринт Фавна» мексиканца Гильермо Дель Торо). Но вполне возможно, это первый фильм Украины, на достоинства которого будут обращать внимание большее, чем на недостатки.


А недостатки есть, куда же без них. Картина, право, излишне сказочная в своих сценарных кульбитах. Сложно, почти невозможно поверить в то, что Аврора так быстро смогла оказаться в Америке после аварии, что герой Харатьяна изменяется до неузнаваемости после нескольких встреч с ней, что жизнь девочки на самом деле висит на волоске. И здесь есть несколько сцен, в которых телевизионное прошлое Байрак раскрывается уж вовсе неприглядно — в уста героев вкладывается какая-то уж слишком схематичная банальность. Особенно достается герою Дмитрия Харатьяна, которому приходится говорить на английском языке с сильным русским акцентом и поначалу всячески изображать гения с черствым сердцем. Но Байрак, по всей видимости, не очень заботит внутренний Станиславский с его «не верю» и она упрямо, практически напролом гнет фильм в сторону слезоточивого повествования о личностных метаморфозах, умирающих лебедях и вообще во многом примитивных жизненных истинах. И такая напористость приносит плоды — где-то с середины по-человечески устаешь быть циничным, а откуда-то изнутри доносится робкий позыв поплакать. Бинго! Отсюда и Эрик Робертс начинает приходиться ко двору (и элегантен, и хорош собой — чего же боле?), и эмигрантская составляющая кино кажется не столь устаревшей, и, черт возьми, сказка срабатывает хотя бы на уровне прийти — увидеть — порыдать. Не ожидайте от «Авроры» большего, но в данном случае и этого немало.


 


Чёс по-голливудски


Гонорары западных актеров в украинских и российских фильмах не разглашаются и оценить их можно только по косвенным данным.


Так, бюджет фильма Оксаны Байрак «Аврора» составляет $1,5-1,8 млн. Эрик Робертс сыграл роль второго плана.


Бюджет фильма Василия Чигинского «Зеркальные войны СУ — XX» — $10 млн. В нем в эпизодических ролях снялись Мальком Макдауэл, Рутгер Хауэр и Арманд Ассанте.


Бюджет фильма Алексея Сидорова «Бой с тенью» — $3,5 млн. В нем в эпизодической роли снялся Джон Эймос.


Таким образом, можно говорить, что в отличие от ставок за главные роли гонорары западных звезд в России и Украине за роли второстепенные составляют от десятков до сотен тысяч долларов, что вполне соответствует их трудозатратам и мало чем отличается от ставок за эпизодические роли в Голливуде. Вероятно, этим и объясняется любовь Эрика Робертса к российским режиссерам. Он сыграл также эпизодическую роль в сериале своего друга Родиона Нахапетова «Русские в городе ангелов», в котором также снялись актеры Шон Янг, Гари Бьюзи и Лейн Девис. Сейчас Робертс снимается в психологическом триллере Нахапетова «Заражение».

puchko
Share
Published by
puchko