Украина занимает первое место в Европе по показателям смертности и последнее — по рождаемости. Каждый год у нас умирает в два раза больше людей, чем рождается. Социологи подсчитали, что если нынешние тенденции сохранятся, через полвека украинцев почти не останется. Отечественное здравоохранение продолжает деградировать. Его судьба волнует, к сожалению, немногих, и среди этих немногих — супруга президента.
ВОПРОС: Вы, наверное, понимаете, что благотворительность не решит проблемы системы здравоохранения Украины. Вы стимулируете бизнес, чтобы он занимался благотворительностью. А стимулируете ли вы своего мужа, чтобы он активизировал реформы в гуманитарной сфере, в частности, в системе здравоохранения?
ОТВЕТ: Моего мужа нет надобности убеждать в этом, потому что он об этом говорит уже много лет. Виктор Андреевич уже внедрил очень много реформ в этой сфере, особенно в медицинской и образовательной, за последние два года. Уже много лет мы работаем над тем, чтобы ввести программу страховой медицины. Это очень нужно. Я иногда считаю, а что было бы, если бы каждый человек в Украине отдавал 500 гривень в год на медицинское страхование? В Украине 30 миллионов трудоспособных граждан. Сколько миллиардов войдет в систему? Думаю, что цифры на выходе окажутся поразительными. Я считаю, что страховая медицина абсолютно необходима Украине, она работает во всем мире. Нам надо к этому прийти. Я думаю, что парламент должен ввести страховую медицину. Я вижу, что есть большие изменения в сельской медицине и других сферах. И когда я езжу по регионам, я действительно убеждаюсь в этом.
В: Необходимо ли, по вашему мнению, принятие в Украине закона о меценатстве?
О: Думаю, что нынешняя система очень несовершенна. Необходимы кардинальные изменения. Было много попыток внести в нее изменения за последние несколько лет. И неправительственные организации занимались этим, и международные структуры, и некоторые депутаты. Но, к сожалению, мы еще не пришли к принятию нужного закона. Проблема в том, что надо найти баланс интересов. Нужно не только мотивировать, и стимулировать благотворительность, но и не допустить злоупотреблений. Мы же не хотим принять закон, согласно которому каждое предприятие скажет, что оно — благотворительная организация и будет вести свою деятельность без налогов. Но с другой стороны, позор, когда действительно благотворительные организации не могут что-то провезти через таможню или вынуждены платить жуткие налоги. Когда мы давали стипендии детям, мы вынуждены были с этих стипендий платить налоги. Систему налогообложения благотворительности надо усовершенствовать.
В: Вы будете лоббировать принятие такого закона?
О: Мы сразу, как только начали деятельность в 2005 году, пригласили представителей украинских благотворительных организаций и поговорили с ними. Мы также сразу в первые недели нашей работы обратились к налоговой и таможне и обсудили с ними эти вопросы. Я считаю, что эту проблему должны решать не мы одни, а все благотворительные организации. Бизнес и государство вместе с советниками, юристами, которые хорошо разбираются в этом. Должны быть представлены все стороны — и меценаты, и государство, которое не хочет злоупотреблений.
В: Назовите, пожалуйста, меценатов, украинских и зарубежных, которые делают пожертвования в ваш фонд.
О: Самую большую помощь мы получили от нефтяной компании «ТНК-ВР Украина» — 20 миллионов гривень на четырехлетнюю программу, в рамках которой оказывается помощь всем детям с ДЦП в Украине. На наши средства приблизительно 400 детей в год проходят лечение в Трускавце, в реабилитационном центре профессора Козявкина. Там лечение обходится чрезвычайно дорого. В эти программы мы берем наименее обеспеченные семьи, которые больше всего нуждаются в нашей помощи. За счет этой программы мы также предоставляем гранты для реабилитационных центров по всей Украине, которые занимаются детьми с ДЦП, а также проводим информационную кампанию. На нашем веб-портале мы предоставляем информацию о новейших технологиях в лечении ДЦП и помогаем родителям общаться друг с другом. «ТНК-ВР Украина» — наш крупнейший меценат.
Мы получили 2 миллиона гривень от ОАО «Запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь». Все эти деньги были направлены в Запорожскую областную детскую больницу на ремонт первого лечебного корпуса из шести отделений. Состояние здания этой больницы было очень плохим. Когда мы там побывали, то поняли, что у них большие проблемы и обратились на «Запорожсталь». Комбинат пошел навстречу и заплатил за этот дорогостоящий ремонт. Там уже практически закончены ремонтные работы.
Компания Proсtеr&Gamble перечислила в наш фонд 2,4 миллиона гривень. На эти средства мы приобрели реанимобили, которые были доставлены нами в четыре области Украины. Это современнейшие реанимобили, предназначенные для того, чтобы детей, требующих лечения в областных больницах, доставлять из сел. За эти средства в этом году мы также закупаем оборудование для отделения неонатологии.
Трансбанк выделил нам миллион гривень для проведения промотура по Украине. «МакДональдс» провел акцию, в ходе которой мы получили 404 тысячи гривень. За эти деньги в Институте онкологии мы оборудовали семейные комнаты, чтобы дети могли ночевать со своими родителями в хороших условиях. И дети, которые месяцами находятся в больнице, смогли отдохнуть со своими семьями не в ужасных креслах, а в нормальных комнатах. Представители ЮНЕСКО из Германии посетили Ожоговый центр в Киеве, организацию, которая помогает бездомным детям и Институт онкологии. Они передали нам 633 тысячи евро на помощь этим трем учреждениям.
Помогла и британская фармацевтическая компания Glaxo Smith Klian. Они передали Фонду «Украина 3000» лекарственных препаратов на 250 тысяч евро для лечения людей с ВИЧ-СПИДом. Это наши крупнейшие спонсоры.
В: Принимают ли участие в ваших проектах богатейшие люди Украины — владельцы ИСД, «Интерпайпа», СКМ?
О: Я надеюсь, что они будут принимать участие. Наши переговоры с бизнесменами до сегодня были весьма продуктивными. Я думаю, они понимают, что есть такая потребность в Украине — построить Детскую больницу будущего, а также сделать украинскую медицину лучше. Это очень важно и с человеческой точки зрения, и с точки зрения бизнеса. Надо, чтобы мы в этом отношении начали мыслить по-европейски. Они все это понимают. Мы со всеми говорим, не буду говорить убеждаем, потому что все они уже убеждены. Я думаю, они будут помогать. Мы всем говорим, если вы дадите достаточное количество средств, мы даже готовы назвать отделение в больнице вашим именем. Это нужно для того, чтобы они чувствовали ответственность, и понимали, как и за границей, что общество ждет от них участия в решении социальных проблем. Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» выступила спонсором двух наших проектов. ИСД был меценатом в прошлом году на «Країні мрій» и спонсором бала Александра Пономарева. Мы собрали на балу $95 тысяч. На них мы купили реанимационное оборудование для новорожденных, которое было установлено в больницах, принимающих участие в нашей программе «От больнице к больнице».
В: Не обделяете ли вы вниманием своих детей, активно занимаясь общественной деятельностью?
О: Мне кажется, что лучший пример для детей: когда они видят, что и папа, и мама занимаются какими-то важными делами. Мы стараемся по возможности привлекать детей к нашей работе. Когда я посещаю детские дома, или когда мы заняты на каком-нибудь культурном мероприятии, стараемся брать их с собой. Во-первых, это делается для того, чтобы они имели возможность принимать участие и учиться. Во-вторых, хочется, чтобы они были рядом. Я считаю, что такая работа очень нужна. Не только я такая. Большинство мам работают. Я считаю, что даже когда ты дома, ты должна работать. Мы стараемся учить своих детей тому, чем занимаемся. Тому, что считаем важным. Все свободное время мы посвящаем детям.
В: А свободное время есть?
О: Есть. Сегодня, например, я приеду домой в 19.30. Я никуда не буду уходить, буду с детьми. Завтра у меня свободна половина дня — и я буду с детьми. Мы всегда учитываем в графике обязательства, важные для мамы. Мы вместе завтракаем. Каждый вечер делаем домашнее задание. Мы вынуждены балансировать, совмещая и работу, и гражданские обязанности, и воспитание детей.
В: Многие мужчины не одобряют того, что их жены работают. Виктор Андреевич не препятствует вашей деятельности? Он не считает, что вы должны посвятить себя семье?
О: Мне кажется, что если бы я сидела дома все время, он бы считал меня очень скучной. Я думаю, наоборот, он очень доволен. Когда я ему рассказываю, с кем виделась, с кем общалась, какие проблемы я видела в больницах, детских домах, ему это интересно. Я думаю, что его это захватывает. Нет, он очень одобряет мою деятельность. Я думаю, что большинство мужчин также одобрило бы, если б женщина занималась делами, важными для нее и для общества.
В: Как вы обеспечиваете семейный покой мужу?
О: Я считаю, что надо создать определенную атмосферу в доме. Отец или дети, вернувшись домой, должны чувствовать, что они могут отдохнуть, ощутить поддержку семьи. Первые правила в нашей семье ввел мой муж. Когда он заходит в дом, во-первых, его должны все поцеловать, поприветствовать. Во-вторых, ни о какой политике мы дома не говорим. Это обязательно. В течение одного-двух часов, которые он проводит вечером дома, перед тем как ложиться спать (а он приходит после 10 вечера каждый день), он хочет услышать, как дела у детей. Что новое сказал Тарасик, как у Софийки сегодня прошел день в школе, что смешное сделала или нарисовала Кристинка! Первое, что надо сделать — это создать покой. Второе — я считаю, что очень важно, чтобы в семье были традиции. Семейные традиции могут быть связаны с праздниками, с верой. Каждый член семьи должен чувствовать, что наша традиция — в этот праздник идти в церковь, наша традиция — готовить пасхальные куличи. Очень важно, чтобы дети чувствовали какую-то постоянность с помощью этих праздников. Я считаю, что когда дети вырастут, и нас уже не будет, они будут помнить те вещи, которые мы делали вместе постоянно, каждую субботу, каждое воскресенье, каждый праздник. Это очень важно. Последнее, чтобы я добавила — надо просто любить, понимать и поддерживать друг друга. Каждый человек в семье глубоко индивидуален, и надо понимать, что есть разные интересы и потребности в каждой семье, и с сочувствием и поддержкой относиться к этому.
В: Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?
О: Я бы сказала, первое — это вера в Бога, уважение к родителям. Второе — понимание того, чем является образование и работа, надо учить их работать. Третье — у них должна быть ответственность перед семьей и перед обществом. Это надо воспитывать с самого начала. И я хотела бы сделать в будущем, чтобы каждый класс в школах Украины начал благотворительные проекты. Чтобы и первый класс, и второй и двенадцатый отвечал за какой-нибудь благотворительный проект. В нашей школе, куда ходят мои дети, есть такие программы. Один класс может, скажем, делать печенье, продавать его в школе. И вырученные средства отдавать, допустим, в детский дом. Старшие классы могут собирать одежду, бывшую в употреблении, и игрушки и отдавать их в приюты. Воспитывать благотворительность надо сызмальства, чтобы она стала принципом жизни.
В: Каковы ваши ближайшие планы в области благотворительности?
О: В наших планах прежде всего создание Детской больницы будущего. Мы будем прикладывать к этому все усилия. Второе — это наша программа «От больницы к больнице», целью которой является поддержка всех больниц в Украине. Третье — программа по ДЦП «Радость детства — свободные движения». А также наша программа «Центр развития музейного дела», в рамках которой мы поддерживаем музеи по всей Украине. Это направление мы намерены активно развивать, потому что это фантастическая сфера. Тут работают очень квалифицированные работники. Но, к сожалению, само дело было очень запущено за последние 15 лет. Программа «Уроки истории: Голодомор 1932-1933-гг. в Украине» очень важна для меня лично, потому что моя семья это пережила. И мне кажется, для психологии нашего государства очень важно осознать эту трагедию.
У нас на будущее есть планы, которые сейчас мы только начинаем формировать. Одна программа касается сельской медицины. Вторая — сельских школ. Третья — образование для талантливой молодежи. Мы ощущаем, что в Украине есть много умных детей. Есть очень компетентные учителя. И надо начинать программу, которая позволит нам награждать лучших учителей в Украине. Выбирать их должны не чиновники, а сами дети и их родители. Второе — выбирать действительно талантливую молодежь. И дать ей возможность получить образование, возможность использовать книги и все, что им необходимо. И, дай Бог, в будущем, в ближайшем будущем обеспечить обучение и стажировку за границей.
В: Ваши родители пережили Голодомор в Украине?
О: Да, мои родители пережили Голодомор, и очень много родственников в нашей семье умерло в это время. Моя мама родом с Киевщины, а папа с Харьковщины.
Катерина Ющенко, глава Наблюдательного совета Международного благотворительного фонда «Украина 3000», супруга президента Украины.
Родилась 1 сентября 1961 г. в Чикаго (США) в семье украинских эмигрантов.
В 1982 г. окончила с отличием факультет дипломатических отношений университета Джорджтауна по специальности «бакалавр международной экономики».
Во время учебы в школе и в университете подрабатывала официанткой, помощником офис-менеджера, няней.
В 1984 г. — двухмесячная стажировка по вопросам менеджмента правительственных организаций в таможенной службе США.
В 1983-1984 гг. — директор Украинской национальной информационной службы.
1984-1986 гг. — редактор публикаций Центра проблем морали и общественной политики в Вашингтоне, проходила практику в Торговом департаменте штата Иллинойс.
В 1986 г. завершила обучение в университете Чикаго по специальностям «международные финансы» и «менеджмент общественных неприбыльных проектов».
С 1986-го по 1988 г. работала ассистентом по особым поручениям заместителя госсекретаря по вопросам прав человека и гуманитарных дел.
С апреля 1988-го до января 1989 г. — заместитель главы офиса общественных связей Белого дома.
1989-1991 гг. — работа в секретариате министерства финансов США.
С 1991 г. — экономист совместного комитета конгресса США по вопросам экономики.
С 1991 г. постоянно проживает в Украине.
1991-1993 гг. — соучредитель и вице-президент фонда «Украина — США», директор института Пилипа Орлика.
С 1993-го по август 2000 г. — консультант банковской образовательной программы и менеджер украинского подразделения KPMG Peat Marwick/Barents Group.
В январе 1998 г. заключен брак с Виктором Ющенко.
В 2005 г. получила украинское гражданство.
Имеет троих детей: София (7 лет), Кристина (6 лет), Тарас (2 года).
Увлечения: собирает библиотеку, коллекционирует образцы украинского искусства и быта, церковные иконы с изображением Богородицы, светские картины с образами матери и ребенка, увлекается дизайном помещений и архитектурой, приготовлением блюд по рецептам разных кухонь мира, любит принимать гостей.