Досуг

Все сидели на трубе

Наиболее светлые умы государства озаботились судьбой такого привлекательного актива, как газотранспортная система (ГТС) Украины, еще в середине 90-х. С тех пор родились три принципиально разные модели ее дальнейшего существования.

Первая — «государственническая» — управлять трубой самим, никого к ней не подпуская, использовалась вплоть до последнего времени. Неоспоримое достоинство этой модели — возможность влиять на стоимость и объемы поставок стратегически важного ресурса. Транзитер и производитель взаимно зависят друг от друга, а значит, вынуждены договариваться. Чтобы избежать этой зависимости, Россия сейчас активно занимается расширением и созданием альтернативных транзитных потоков.


Вторая модель — передача контроля над трубой крупнейшему поставщику газа в Европу и крупнейшему европейскому потребителю — России и Германии. Идея создания консорциума по управлению транзитной системой Украины родилась не на пустом месте. По мнению ряда специалистов, наша газотранспортная система неумолимо ветшает, а государство не в состоянии выделять достаточно средств, чтобы поддерживать ее в работоспособном состоянии. О том же настойчиво вещали представители российско-германского лобби, особенно под конец президентского срока Леонида Кучмы. Консорциум подавался как единственное средство надежно гарантировать транзит, а значит, энергетическую безопасность Европы. Однако при этом серьезно страдала энергобезопасность самой Украины, которая лишалась контроля над транзитной трубой, единственного аргумента в спорах с Россией, не получая ничего взамен.


Третья модель родилась как компромисс между двумя первыми и, на мой взгляд, наиболее подходит Украине в нынешних условиях. Консорциум должен быть создан, но предметом его интересов окажется не существующая ГТС, а новые трубопроводы, построенные за счет участников. Выгоды очевидны. Еще больший объем транзита российского газа будет привязан к украинской территории. Тянуть трубу по Украине гораздо дешевле, чем по дну Балтийского моря. Поэтому, учитывая перспективу снижения добычи газа в России, данный проект, возможно, поставит крест на Балтийском направлении.


Страна будет участвовать в управлении современным трубопроводом, что, возможно, поможет модернизировать и действующую систему. Наконец, Европа получит возможность контролировать транзит существенной части потребляемого ею газа. Судя по всему, именно эту модель развития ГТС украинские чиновники сейчас рассматривают как основную. Правда, им будет непросто убедить россиян отказаться от амбициозного политического проекта ради экономической целесообразности.

zaytsev
Share
Published by
zaytsev